Видуй перед сном – очищение души от вредностей

очищение души

Каждый знает, что в фастфуде, в сигаретах, в выхлопах машин мы (пассивно или активно) получаем вредные вещества, отравляющие наш организм. И все мы стараемся по мере сил уменьшить потребление вредностей, избежать попадания их в организм.

Не меньший вред представляют и вредные мысли. Это могут быть мысли о прошлых обидах, которые человек никак не может забыть. Это могут быть сожаления о поступках, совершенных в пылу гнева, по неосторожности, просто по мгновенной глупости… Эти мысли гложут человека изнутри, подтачивают его уверенность в себе, портят настроение, даже погружают в депрессию. Человек совершил ошибку – людям свойственно ошибаться. Но держать это в себе…

Внешние, физические вредности можно вывести из организма. Очищать свое тело различными способами давно вошло в моду: водой, рисом, гречкой, голоданием – всевозможные диеты гарантируют очищение от шлаков и вредностей. Но производит ли кто-либо очищение внутреннее? Очищение своих мыслей от груза прошлого, от мусора ненужных сожалений. Свинцовые гири тянут человека назад, заставляя снова и снова прокручивать в голове тяжелые мгновения, заново переживать боль, стыд, гнев, обиду.

У евреев есть ежевечернее внутреннее самоочищение, «чистка» души перед сном. Это отрывок, маленький видуй (исповедь), установленный Аризалем, который читается перед сном в вечернем Чтении Шма – Крият Шма Аль аМита. Приведем его здесь:

וידוי לפני קריאת שמע שעל המיטה

Эта короткая исповедь перед сном входит в текст ночного Шма (Крият Шма ше-аль hа-мита). Обычай этого видуя установил великий мудрец и каббалист Аризаль (Ари а-Кадош). Говоря видуй в начале чтения Шма перед отходом ко сну, мы совершаем ежедневный хешбон нефеш, самоотчет, и “отпускаем” предыдущий день, подготавливая себя и свою душу к новому дню.

транслитерация текст на иврите
Рибоно шель олам! hарейни мохель ле-холь ми шеихъис ве-hикнит оти о ше-хата кенегди бейн бе-гуфи, бейн бе-мамони, бейн бе-хводи, бейн бе-холь ашер ли. Бейн бе-онес, бейн бе-рацон, бейн бе-шогег, бейн бе-мезид, бейн бе-дибур, бейн бе-маасе, бейн бе-махшава. Бейн бе-гильгуль зе, бейн бе-гильгуль ахер – ле-холь бар Исраэль, ве-ло йеанеш шум адам бе-сибати. Йеhи рацон мильфанеха А-дойной Элойhай веЭлойhей авотай, ше-ло эхета од, ве-ло эхезор баhэм, вело ашув од леhахисеха, вело ээсе hара бе-эйнеха. У-ма ше-хатати лефанеха мехок бе-рахамеха hарабим, аваль ло аль йедей йисурим ве-халаим раим. רִבּוֹנוֹ שֶׁל עוֹלָם הֲרֵינִי מוֹחֵל לְכָל מִי שֶׁהִכְעִיס וְהִקְנִיט אוֹתִי אוֹ שֶׁחָטָא כְּנֶגְדִּי בֵּין בְּגוּפִי בֵּין בְּמָמוֹנִי בֵּין בִּכְבוֹדִי בֵּין בְּכָל אֲשֶׁר לִי בֵּין בְּאוֹנֶס בֵּין בְּרָצוֹן בֵּין בְּשׁוֹגֵג בֵּין בְּמֵזִיד בֵּין בְּמַחֲשָׁבָה בֵּין בְּדִבּוּר בֵּין בְּמַעֲשֶׂה. בֵּין בְּגִלְגּוּל זֶה בֵּין בְּגִלְגּוּל אַחֵר לְכָל בַּר יִשְׂרָאֵל וְלֹא יֵעָנֵשׁ שׁוּם אָדָם בְּסִבָּתִי. יְהִי רָצוֹן מִלְּפָנֶיךָ אֲדֹנָי אֱלֹהַי וֵאלֹהֵי אֲבוֹתַי שֶׁלֹּא אֶחְטָא עוֹד וְלֹא אֶחֱזוֹר בָּהֶם וְלֹא אָשׁוּב עוֹד לְהַכְעִיסֶךָ וְלֹא אֶעֱשֶׂה הָרַע בְּעֵינֶיךָ. וּמַה שֶׁחָטָאתִי לְפָנֶיךָ מְחוֹק בְּרַחֲמֶיךָ הָרַבִּים אֲבָל לֹא עַל יְדֵי יִסּוּרִים וָחֳלָיִם רָעִים.

 

перевод
Владыка мира! Вот я прощаю каждому, кто разозлил и возмутил меня (вывел из себя), или согрешил против меня, (навредив) моему телу, или моей чести (уважению ко мне), или чему-либо принадлежащему мне. Был ли он вынужден, или по его желанию, по ошибке или по злому умыслу, разговором, делом или мыслью. В этом воплощении души, или в другом – любому из сыновей (из народа) Израиля, и да не будет ни один человек наказан из-за меня. Да будет угодно пред Тобой, Г-сподь Всесильный мой и Б-г отцов моих, чтобы не грешил я более, не возвращался к этим поступкам, и не гневил Тебя больше, и не делал злое в глазах Твоих. А то, что уже согрешил я – сотри в Твоей великой милости, но не страданиями и не тяжелыми болезнями.
 

Здесь упоминаются и проступки самого человека, которые следует вспомнить, сделав полный хешбон нефеш (проверка души, то есть как бы подсчет поступков за день), и проступки, совершенные против него, которые он пытается простить от всего сердца. Это очень важная процедура самоочищения перед сном, чтобы человек не шел спать без раскаяния, не умиротворившись с собой и Всевышним. Кроме того, что сон после этого будет спокойнее и тише, мы вдобавок добиваемся постепенного прощения прошлых обид. Даже если обида была нанесена давно, и обидчик уехал в другой город, умер, пропал из нашего поля зрения – человек может сам очиститься от влияния этого воспоминания на свою жизнь.

Конечно, если человек сам в пылу гнева или по неосторожности обидел кого-то, то по законам тшувы (раскаяния), он должен трижды просить прощения у обиженного – от всего сердца. Однако, если тот не хочет его простить, то после третьего раза вина снимается с обидевшего, поскольку держать обиду дольше – жестоко.

Когда человек прощает окружающих от всего сердца, Всевышний, видя это, также прощает ему его грехи, совершенные между человеком и Б-гом, соответственно, человеку не нужно будет искупать их страданиями и болезнями. Известно, что многие люди едят себя поедом за прошлое и ходят к психологам, чтобы очиститься от этого. Очищение своей души от яда обид и проступков способствует общему здоровью и укреплению организма – теперь мы можем сделать это и без психологов!

Месяц Элуль и следующий за ним Рош аШана – время работы над собой, время исправления ошибок. Но если каждый вечер мы будем потихоньку избавляться от груза прожитого дня, оценивать свои положительные  и отрицательные поступки, то придем к Рош аШана с легким сердцем!