Цветочные ворота расположены в северо-восточной части стены, окружающей Старый город, на высоте 755 метров над уровнем моря. Пройдя через них, оказываешься в самом центре Мусульманского квартала, среди множества небольших торговых лавочек и жилых домов. У этих ворот много названий, и все они по-своему интересны: Шаар hаПрахим (Цветочные Ворота), Баб-аз-Сахира (Кладбищенские Ворота –араб.), Шаар Хордос (Врата Ирода), Овечьи Ворота и Врата Укрытия Йирмияhu.
Название „Цветочные ворота“ можно объяснить по-разному. Прежде всего, этим названием ворота обязаны узору, выбитому над ними: большая каменная розетка высоко над входом и несколько ниже – справа и слева – две поменьше. Другое объяснение названию: возле ворот велась торговля цветами и фруктами.
Арабское название Баб-аз-Сахира происходит от названия расположенного напротив кладбища. Звучало это чересчур мрачно, особенно для местных жителей. Поэтому первую букву в слове Сахира заменили, и стали произносить Баб-аз-Захира, т. е. Цветочные ворота.
Среди ученых существуют разногласия, относить ли название Врата Ирода к Ироду Великому, отстроившему Храм, или к его сыну, Ироду Антипе, чей дворец, по многим мнениям, находился неподалеку. Сторонники последней версии утверждают также, что во времена правления Ирода Великого эта часть города вообще не была окружена стеной.
Овечьими ворота называются потому, что в древности за ними находилась рыночная площадь, на которой торговали овцами. Это название упоминается в книге Нехемьи (3:1). Вернувшись в разоренный, опустошенный Иерусалим, Нехемья со своими последователями, среди прочего, восстановил и эти ворота.
Аhaрон Бир, благословенной памяти, указывает, что иногда Цветочные ворота называли Шаар Шув Йирмияhу, Врата Укрытия Йирмияhu. Судя по всему, двор стражи, куда заключили пророка Йирмиягу (см. Йирмияhу 32:2), находился поблизости. Могила пророка, – а похоронен он, как утверждают, в том самом месте, с которого провозглашал свои пророчества – также находится неподалеку, напротив пещеры Цидкияhу.
В 1967 г. силы Армии Обороны Израиля сделали попытку проникнуть через Цветочные ворота в Старый город, но вынуждены были отступить. Однако уже на следующий день им удалось войти в город через Львиные Ворота.
В 1998-2004 гг. к востоку от Цветочных работ проводились археологические раскопки. Их целью было изучение трех отдельных участков в непосредственной близости от городской стены. Проходили раскопки в несколько этапов. В ходе этих раскопок, археологи Управления древностей Израиля обнаружили девять археологических слоев. Так, среди прочего, были найдены остатки построек, относящиеся к периоду Второго Храма и полностью сохранившийся участок стены римско-византийского периода. Непосредственно под городской стеной раскопали также части массивного сооружения, которое археологи идентифицировали как городские укрепления. Часть из них относится к периоду древнего мусульманского правления, а часть – к Средневековью. Как видно по этим находкам, на протяжении веков приходилось укреплять Город с северной стороны – там, где он наиболее уязвим. Как сказано у Йирмияhу – „с севера придет Зло“. С трех других сторон само расположение города таково, что укрепления обеспечивает сама природа.
Во все времена, с тех пор, как стоит Йерушалаим, у Ворот Ирода лилась кровь. Завоеватели – в том числе вавилоняне, римляне, крестоносцы – почти всегда нападали с севера и неизменно проникали в город через Овечьи ворота, либо перебирались через стены рядом. Крестоносцы, войдя через ворота, устроили бойню, убив всех евреев и мусульман в городе, чтобы „очистить“ его от „неверных“ и „еретиков“.
Приносим искреннюю благодарность р. Мордехаю Й. Шеру за помощь в подготовке статьи.
перевод г-жи Лины Дрейшнер