Скоростное шоссе из настоящего в прошлое

шоссе

В поездках по Эрец Исраэль я всякий раз невольно задумываюсь об одном и том же. Как тяжело, должно быть, приходилось нашим предкам. Они не путешествовали, как мы, в комфортабельных атомобилях или автобусах, по удобным дорогам. Подобно Элиэзеру, слуге Авраама (см. недельную главу Хаей Сара), они тряслись на спине верблюда – или осла – по каменистым тропам, чувствуя под собой каждую выбоину. За день они проезжали примерно двадцать миль. Как тут не оценить ту легкость и комфорт, с которыми переносимся мы сегодня в современном транспорте (оснащенном – не забудем об этом – кондиционерами!) из конца в конец нашей древней родины. Как не воздать хвалу Всевышнему за те блага, которые даровал Он нашему поколению!

Современный Израиль покрыт сетью скоростных шоссе, за состоянием которых тщательно следят. В последние годы в развитие дорожной инфраструктуры вкладываются большие средства; это позволило значительно улучшить состояние дорог в стране. Современные израильские дороги – одни из лучших в мире; специалисты заботятся о том, чтобы они всегда оставались на самом современном уровне.

Р. Шолом Меир аКоэн Валах рассказывал мне, цитируя р. Йеошуа Лейба Дискина, что в мидрашах говорится: в дни, предшествующие приходу Мошиаха, дороги Эрец Исраэль будут восстановлены. Когда наблюдаешь бум в дорожном строительстве, охвативший страну в последние годы, становится ясно, что день Избавления, который мы все с таким нетерпением ожидаем, близок как никогда прежде.

Строительство множества новых дорог в последнее  время позволило сильно сократить расстояние между различными населенными пунктами. Тоннели, проделанные в горной породе, мосты через вади – все это экономит путешествующим многие часы.

Раньше дорога из Иерусалима в Гуш Эцион занимала три четверти часа. Сегодня, по Квиш аМинхарот (Дороге Тоннелей – так неофициально называется Шестидесятое Шоссе), тот же путь можно проделать за десять минут, а по дороге, проложенной возле Ар Хома – еще быстрее.

Жители Маале Адумим  и еврейских поселений,  расположенных вблизи нового шоссе Иерусалим – Иерихон, попадают по нему в Иерусалим за семь минут, а не за пятнадцать-двадцать, как раньше.

Это всего лишь два примера из множества. Так и кажется, что сам Всевышний подготавливает все для того, чтобы после Освобождения евреи из любого уголка Эрец Исраэль могли легко и быстро добраться в Йерушалаим, чтобы принести там  корбанот.

Принцип, по которому дорогам  в Израиле присваиваются номера, очень прост, но отличается от систем, принятых в большинстве других стран. Если за границей нечетными номерами обозначаются дороги, идущие с севера на юг, а четными – с востока на запад, то в Израиле дело обстоит не так: дороги с четными номерами проложены «по горизонтали», с востока на запад, причем чем больше номер, тем  севернее проходит дорога (пример: Шоссе № 5 идет от побережья Средиземного моря в Шомрон); дороги с нечетными номерами проходят «вертикально», с севера на юг, и номера дорог увеличиваются к востоку.

Почему же в Израиле не прижилась система, принятая в других странах? До образования Государства Израиль дороги именовались по их начальным и конечным пунктам. Первое правительство молодого государства приняло решение  присвоить им вместо названий номера. Но тут выяснилось, что, если взять за основу общепринятую систему нумерации, то трасса Тель-Авив – Иерусалим, идущая преимущественно в восточном направлении, окажется под номером Два.  Это сочли неуважением к Городу – столице государства и короне Эрец Исраэль. Поэтому  было решено, что порядок нумерации дорог будет иным, и это позволит назвать иерусалимскую трассу Шоссе номер один ( Квиш Эхад), в честь Святого города.

Однозначными и двузначными номерами в Израиле обозначаются дороги государственного значения, трехзначными – региональные, а четырехзначными – местные.

Многие из современных шоссе проложены  на месте древних дорог, упомянутых еще в Танахе, а также по местам, где в древности проходили торговые пути (среди них Дорога Специй, т. е. сухопутная часть  древнего торгового маршрута, связывавшего Индию и Восточную Африку со странами Средиземноморья). Объяснение этому очень простое: ведь и в древности для путешествий выбирали наиболее топографически удобную местность.

Вот всего лишь несколько примеров:

Шоссе номер четыре (Квиш Арба) проходит по прибрежной равнине, вдоль Средиземного моря, частично повторяя «Путь Филистимлян» или, по-другому, Дерех аЯм, «морскую дорогу» (латинское название –  Виа Марис). Это древний торговый путь, упомянутый в Книге Йешаяу, 8:23.

Дорога 443 соединяет Модиин с Иерусалимом и Тель Авивом. Она проходит по тем самым местам, где когда-то сражались Маккабим.

Неподалеку отсюда произошел знаменитый эпизод с остановкой Солнца и созвездий (Шемеш беГивон дом, Йеошуа, 10).

Шестидесятое Шоссе (Квиш Шишим)  – дорога национального значения. Она пересекает Израиль с севера на юг, захватывая и Западный берег.  Начинаясь в Беэр Шеве, дорога проходит мимо Хеврона и Бейт Лехема, пересекает Иерусалим и идет дальше, до Шхема. Она также известна как Дорога Праотцев, Дерех аАвот, и часто упоминается в рассказах об их странствиях. Часть шоссе, пересекающая Иерусалим, называется Дерех Хеврон, каждый день по ней в город и из города проезжают несколько тысяч автомобилей. Традиционно считается, что именно по этому пути Авраам и Ицхак шли к месту, указанному Всевышним для жертвоприношения Ицхака.

В следующий раз, когда застрянете в пробке на Дерех Хеврон, вспомните, в каком месте вы находитесь. Задумайтесь об этом на минуту, и вы забудете об оглушительных гудках вокруг, о том, что машины продвигаются вперед черепашьим шагом. Такое возможно только здесь, на Земле Израиля, где  библейское прошлое так же реально и живо, как настоящее.
перевод г-жи Лины Дрейшнер