Следующая история пересказана со слов рава Иссахара Франда:
Ребе из Звиля, рав Гедалия Моше Гольдман, был узником сибирского трудового лагеря во время Второй мировой войны. Это был ужасный опыт, оставляющий людей сломленными на всю жизнь.
В один из Шаббатов комендант лагеря вызвал рава Г.-М. Гольдмана и еще одного еврея, слабого болезненного старика, и сказал, что они вольны идти, они свободны. Все, что нужно сделать – подписать некоторые документы, и их освободят.
Рав Гедалия-Моше решил, что в такой ситуации он не может нарушить Шаббат, и поэтому отказался подписывать.
Разгневанный комендант кричал и запугивал его, что, отказавшись от этого предложения, рав Гедалия перекроет себе все шансы на освобождение, и никогда не будет освобожден. Ребе был тверд в своем решении не подписывать. Посчитав, что рав Гедалия ненормальный, комендант потребовал, чтобы подписал старик. Но и тот также отказался подписывать. Утверждая, что оба еврея сгниют в лагере, комендант забрал бумаги. Но прежде чем он успел их спрятать, рав Гедалия-Моше сказал, что он подпишет бумаги за старика. Он объяснил, что он сам молод и силен и сможет выжить в лагере, но второй был стар и слаб, и не смог бы выжить.
Этот акт самопожертвования настолько поразил коменданта, что он позволил им обоим уйти, не расписавшись.
Могила ребе из Звиля (Звягиля, Ныне – Новоград-Волынский)
В период британского мандата Шейх Бадер была арабской деревней на вершине холма в западном Иерусалиме, и считалась находящейся под юрисдикцией Иерусалимского муниципалитета. Жители покинули деревню во время Войны за Независимость 1948 года. Здесь было основано временное еврейское кладбище для умерших во время осады Иерусалима. После создания государства эта территория была переименована в Гиват Рам. Недалеко отсюда было построено здание израильского парламента, Кнессета.
Говорят, что Поневежер рав, рав Йосеф Шломо Каанеман, хотел построить еще 18 ешив на всей территории земли Израиля, вдобавок к Поневежской ешиве. Когда он впервые увидел прекрасные поля на месте нынешнего Кнессета, он решил, что это место могло бы идеально подойти для одной из его ешив. Но, еще до того, как он успел предложить свою цену за эту землю, она была присвоена новым государством, и там было построено здание Кнессета.
Ребе из Звиля, рав Гедалия-Моше Гольдман, да охранят нас его заслуги, был похоронен здесь, на еврейском кладбище, в период Войны за Независимость 1948 года. Через несколько лет одна из представительниц его семьи, проживавшая в Лондоне, увидела сон. Во сне она увидела ребе из Звиля, который попросил ее как можно шире оповестить, что он будет ходатайствовать на Небесах за тех, кто придет помолиться на его могилу в течение трех дней: шени-хамиши-шени (Понедельник – Четверг – Понедельник). Людям следует молиться, упоминая, что они просят, чтобы молитвы были приняты в заслугу ребе из Звиля и в заслугу заповеди посещения могилы – которая на тот период нечасто посещалась.
На сегодняшний день сотни людей регулярно посещают его могилу, ища помощи и спасения.
Чтобы разыскать могилу ребе из Звиля, пройдите по Сдерот Ицхак Рабин, поверните по направлению к зданию Верховного суда на улицу Ротшильд. Через 100 метров слева от Вас будет место захоронения ребе из Звиля.
Чтобы войти на кладбище, спуститесь по каменным ступеням.