Крупный, процветающий, постоянно развивающийся город – таков сегодняшний Иерусалим. И глядя на него, трудно представить себе глубину запустения, которое царило здесь каких-нибудь 160 лет назад. Перенесемся ненадолго в прошлое.
Выглянем за стены Старого города, бросим взгляд на окружающую местность.
На юге – долина Силуан (Шилоах), заселенная парой сотен арабов-полукочевников, и немногочисленными арабскими фермерами, выращивающими на своих клочках земли оливы и виноград. Далеко на западе – крошечная деревушка, а в ее центре – башня монастыря Эйн Керем. И – ничего более. Сухая бесплодная земля на мили вокруг; куда ни бросишь взгляд – чертополох и верблюжья колючка. И камни, камни, камни…
Население ишува внутри городских стен – примерно 8000 евреев – жило в такой страшной скученности, что буквально и шагу ступить было некуда. Вдоль обочин тянулись зловонные сточные канавы – рассадник страшных болезней. Люди ютились в крошечных полуразвалившихся лачугах – во многих не было даже окна. При этом домовладельцы-арабы постоянно поднимали и без того высокую плату за жилье. Мучениям этим, казалось, не будет конца.
В 1845 г. рабоним совместно с главами общины выкупили участок земли, прилегающий к городским стенам, чтобы расширить границы поселения. Но уже несколько месяцев спустя о жителях ишува поползла злобная сплетня. Она достигла ушей султана – и был издан указ, запрещающий чужеземцам владеть землей вне стен города. Строительство было свернуто – на много лет.
Кто построил Новый город
Вдохновителями строительства новой части города были три еврея, никогда не жившие в иерусалимском ишуве: известный британский филантроп сэр Мозес Монтефиоре, Джуда Туро и Гершом Куршидт.
Сэра Мозеса Монтефиоре жители ишува называли «аСар Монтефиоре» – министр Монтефиоре, и этот титул закрепился за ним в еврейской литературе, и даже в поэзии.
Это был итальянский еврей, переселившийся с семьей в Англию, человек внушительной внешности, почти двухметрового роста. Глава еврейской общины Англии, возведенный королевой Викторией в рыцарское звание, он был шерифом Лондона – важный и почетный пост. И все это не мешало ему сохранить приверженность Торе и мицвот и великий йират шамаим (трепет перед Небесами).
Будучи в расцвете сил, на пике своей карьеры в сфере финансов, Монтефиоре решил отойти от дел и направить свои силы на помощь своим собратьям-евреям. На протяжении полувека, вплоть до своей смерти в 1885 г. (он скончался в возрасте 101 года), сэр Мозес выступал активным поборником прав евреев, где бы те ни проживали.
О его любви к Эрец Исраэль и в особенности к Йерушалаиму, ходили легенды. Одна из них гласила, в частности, что на сюртук сэра Мозеса нашиты золотые пуговицы с выгравированным на них пасуком :«Им ишкахе Йерушалаим…» – «Если забуду тебя, Иерусалим…»
Всего сэр Моше побывал в Эрец Исраэль семь раз – в 1827, 1839, 1849, 1855, 1857, 1866, и, наконец, в возрасте 91 года – в 1875 г. Это последнее путешествие он, уже старый, больной человек, предпринял с одной-единственной целью: защитить доброе имя старого ишува и лично опровергнуть клеветнический доклад «Почетного Фонда», нацеленный на подрыв идишкайта в Иерусалиме.
Во всех поездках сэра Мозеса сопровождали десять человек для миньяна, среди них – личный шойхет. И куда бы он ни направлялся, этот великий еврей возил с собой свиток Торы. Копия кареты сэра Моше выставлена рядом с мельницей Монтефиоре в районе Йемин Моше. Подлинная карета, специально доставленная в свое время из Англии в Палестину, сгорела в 1986 г. во время пожара.
Джуда Туро, американский еврей, был сыном раввина сефардской общины.
Он нажил состояние, занимаясь торговлей и вкладывая деньги в недвижимость и пароходные компании. После своей смерти он оставил евреям Иерусалима 410.000 долларов (некоторые называют сумму 60.000 долларов) и завещал, чтобы этими деньгами распоряжался Монтефиоре.
Гершом Куршидт был сыном Исраэля Бар Куршидта, лидера евреев Америки и председателя комитета по разоблачению Дамасского кровавого навета [1].
Гершом был заметной на общественно-политическом поприще фигурой и активно занимался благотворительностью; сфера его деятельности была весьма широка, и все же, главной заботой для него всегда оставалось благополучие еврейской общины. Он консультировал уже упомянутого нью-орлеанского бизнесмена Джуду Туро по всем делам, так или иначе затрагивающим евреев. После смерти Туро, Куршидту было официально поручено распоряжаться оставленным наследством. Таким образом он стал первым американским евреем, сыгравшим активную роль в укреплении еврейских поселений в Палестине.
Многие считают несправедливым, что вся заслуга в строительстве нового квартала Мишкенот Шаананим приписывается исключительно Монтефиоре и Туро, в то время как о роли Куршидта, похоже, за все эти годы основательно подзабыли.
продолжение следует
перевод г-жи Лины Дрейшнер
[1] Дамасский кровавый навет — обвинение евреев Дамаска в ритуальном убийстве исчезнувшего христианского священника и его слуги в 1840 году. ( прим. Перев.)