Комплекс Мицпе Томер (мицпе – наблюдательный пост, ивр.) возвышается над Квиш Хаиль Хандаса (Шоссе N1), в месте его пересечения с улицей Пророков. Комплекс назван в память о Мордехае Томере. Девятнадцатилетний Томер, солдат пограничной службы, трагически погиб в апреле 2002 г. при взрыве бомбы, заложенной в проезжавшем мимо автомобиле.
Справа от Мицпе Томер видны Дамасские ворота – Шаар Шхем – самые большие и наиболее богато украшенные из девяти ворот Старого города. Часть из камней, что пошли на их постройку, были взяты из Храмового комплекса времен Ирода.
Ворота расположены в северной части Старого города и ведут в мусульманский квартал. Сразу за ними находится арабский базар с лавочками, торгующими сувенирами, закусками и освежающими напитками, а с внешней стороны ворот – арабская часть Иерусалима. По пятницам через Шаар Шхем толпы мусульман устремляются к мечети Аль Акса на Храмовой горе.
В древности от этих ворот начиналась дорога в сирийский город Дамаск, поэтому они называются также Дамасскими. Ивритское же название Шаар Шхем – Шхемские ворота – объясняется тем, что дорога на Дамаск лежала через город Шхем (третий по величине арабский город в Израиле; носит также название Наблус).
Здесь, в Шхеме, останавливался Авраам Авину; здесь он построил жертвенник и принес жертвы Всевышнему (Берешит, 12:6-7) . Яаков Авину, вернувшись из Харана, поспешил приобрести здесь участок земли, поскольку каждый еврей должен стремиться к тому, чтобы владеть землей в Эрец Исраэль. Выдающийся комментатор Торы Кли якар объясняет, что Яаков хотел построить жертвенник на земле, которая полностью принадлежит ему.
Дочь Яакова, Дину, похитил Хамор из Шхема, и в Шхем он увел ее. И в Шхем на поиски братьев послал Яаков Йосефа.
Этот город был главным для Десяти Израилевых колен и его назначил Йеровам столицей Северного Царства (Млахим I, 12:25)
По-арабски Шхемские ворота называются Баб-аль Амуд, Ворота Колонны – из-за триумфальной колонны, которая в годы римского и византийского правления возвышалась перед ними. Колонна была увенчана статуей императора Адриана; ее изображение можно увидеть на мозаичной карте, на полу христианской церкви ранневизантийского периода в городе Мадаба (Иордания). Этой же колонне ворота обязаны своим вторым арабским названием: Ворота Победы.
Римляне использовали Дамасские ворота как точку отсчета, от которой измерялось расстояние до всех населенных пунктов в стране.
Как свидетельствует надпись с внешней стороны ворот, они были воздвигнуты в 1538 г. по приказу турецкого правителя Сулеймана Великолепного. Построили их на месте двух древних ворот – одни из них относились к времени правления царя Ирода, другие – императора Адриана. Ворота нужны были главным образом в целях обороны: они снабжены бойницами, чтобы вести огонь по нападающим. Имеется и специальное отверстие, чтобы лить на врагов кипящее масло, не давая им вскарабкаться на городские стены.
Ворота расположены между двумя башнями, перед ними находится небольшой амфитеатр.
В 1937 г. под Дамасскими воротами были обнаружены развалины старинных ворот. В период правления Адриана они служили входом в город Элия Капитолина, построенный императором в 132 г. д. н э. на развалинах Иерусалима – чтобы от Святого Города не осталось и следа. Сразу за ними начиналась Кардо – то есть, главная улица города, ведущая с севера на юг. Остатки этой улицы до сих пор сохранились в Старом городе; там можно увидеть копию карты из церкви в Мадабе, с изображением триумфальной колонны.
В 1972 г. р. Меир Кахане предложил прикрепить К Шаар Шхем мезузу, чтобы закрепить право евреев на владение воротами. Однако вследствие многочисленных протестов местных жителей-арабов израильское правительство не стало рассматривать это предложение.
Неподалеку от ворот находится Пещера Цидкияhу, которую иногда называют также каменоломней царя Соломона. Она имеет площадь в 2000 кв. м, состоит из белого известняка, и является самой большой искусственной пещерой в Израиле и незабываемым зрелищем для туристов.
Прямо напротив ворот, если смотреть от Мицпе Томер, находится место, где в 1879 г. начали строить квартал Кирья Неемана, или как его еще называют, Батей Нисан Бек (дома Нисана Бека, по имени основателя квартала). Этот участок земли был куплен хасидами и стал девятым иерусалимским поселением вне стен Старого города. 30 домов построили хасиды, другую часть квартала – евреи-выходцы из Персии. Рядом выросли поселения евреев из Алеппо (Сирия) и горских евреев – всего насчитывалось 200 домов.
Во время погромов 1929 г. население квартала стало жертвой безумной ярости мусульман. Евреев убивали, их имущество было разграблено. Арабы осквернили три синагоги (всего в квартале их было восемь), а затем подожгли их. После того, как погромы прекратились, лишь немногие из евреев вернулись в свои дома; в дома, оставшиеся без хозяев, вселялись мусульмане и христиане. Вернувшиеся же евреи спустя несколько лет, в 1936 г., вновь пострадали от арабских погромов.
В 1948 г. квартал покинули последние евреи. Они бежали, чтобы успеть спастись до того, как Восточный Иерусалим и Старый Город будут заняты арабскими войсками. За последние годы в квартале среди арабов вновь поселились несколько евреев- смельчаков со своими семьями.
Опубликовано в hаМодиа