Как мы увидим, Меа Шеарим не был первым кварталом, основанным за пределами Старого города. Но он, тем не менее, является одним из самых известных. Хотя в свое время Меа Шеарим был одним из первых районов Иерусалима, в котором были установлены уличные фонари, он остался обособленным анклавом «старого мира» в центре современного города. Именно здесь всеми силами хранят вечный, внутренний свет Торы.
Меа Шеарим не производит впечатления сообщества «пионеров заселения Израиля». Говоря о тех, кто «построил страну» [основал современный Израиль], обычно имеют в виду загорелых фермеров-халуцников. Однако, по правде говоря, основатели Меа Шеарим — харедимные евреи «старого ишува» — были самыми настоящими пионерами. Полные идеализма, самопожертвования и любви ко Всевышнему, Эрец-Исраэль и Иерусалиму, они стали основой «поселений за стенами».
После того как первое поселение сэра Моше Монтефиоре, Мишкенот Шаананим, было заселено в 1866 году, жители переполненного Старого города Иерусалима поняли, что можно оставить нищету и выйти «за стены». Страх поселиться в дикой, незаселенной местности, окружающей Иерусалим, уменьшился. Жители смогли, наконец, представить себе жизнь без страха в новых районах, вне защиты, обеспечиваемой стенами Старого города, построенными султаном Сулейманом Великолепным в шестнадцатом веке.
Махане Исраэль, построенный в 5626 году (1866—1867), стал вторым кварталом за стенами Старого города.
Основание в 1869 году квартала Нахалат Шива побудило евреев «старого ишува» к дальнейшему практическому осуществлению взглядов Виленского Гаона. Он подчеркивал важнейшую роль заповеди заселения Эрец-Исраэль, видя в физическом восстановлении Иерусалима предпосылки для прихода Машиаха.
В 1873 году реб Довид Рейс, очень богатый бездетный еврей увидел, что рав Йосеф (Йоше) Ривлин и жители Нахалат Шива закончили строительство. Он пожертвовал деньги, чтобы построить небольшой новый район из десяти домов около Нахалат Шива. Он назывался Бейт Давид и стал предтечей пятого квартала, Меа Шеарим, который был основан в 1874 году.
Про рава Ривлина стоит сказать особо. Он был отцом-основателем как минимум одиннадцати «поселений» за пределами Старого города. Его называли Йошер – дер штетл махер (на идише «Йошер — основатель местечек»). Слово йошер, созвучное с именем рава Ривлина (1836—1896), означает качество прямоты.
Основание Меа Шеарим
Рав Йоше Ривлин, который задумал и основал квартал Нахалат Шива, также возглавил строительство Меа Шеарим. Ему помогали рав Шломо Залман Бааран [сын великого мудреца и праведника рава Нахума из Шадика (Польша), в честь которого названа и ешива «а-Ран» в Иерусалиме, основанная его потомками; на самом деле, фамилия Бааран это акроним, означающий бен а-рав Нахум — сын рава Нахума] и рав Бен-Цион Леон. Все трое считаются «отцами-основателями» Меа Шеарим.
Сэр Моше Монтефиоре попросил британского консула доложить ему о финансовых ресурсах проекта постройки Меа Шеарим. Консул спросил рава Йоше, рава Залмана и рава Бен-Циона относительно источников финансирования. Как один, они ответили: «Основной источник — это наша вера, как сказано: “Строитель Иерусалима — это Г‑сподь” (Теилим, 147:2). Мы только исполняем Его волю. Все, что нам нужно сделать, это начать, а остальное, безусловно, будет завершено Небесным Провидением».
Опыт рава Йоше научил его, что проект строительства нового района лучше всего реализовывать с привлечением как можно большего числа участников. Он неустанно работал над тем, чтобы оповестить о планах строительства и заинтересовать как можно больше людей подписанием соглашения о проживании в новом районе.
В Хешване 5634 (1873) года было созвано собрание. Оно продолжалось три бурных дня с участием выдающихся людей Иерусалима: раввинов, лидеров общин, знати и других заинтересованных лиц. Рав Иерусалима Шмуэль Салант произнес пламенную речь, цитируя Виленского Гаона, который говорил, что расширение еврейского поселения на Святой земле является основной формой кидуш Ашем (освящения Имени Творца).
Рав Меир Ойербах, бывший рав Калиша и глава ашкеназского суда Торы, пожертвовал большую сумму денег на покупку земли для Меа Шеарим. Он также купил пять домов, часть из которых он передал семьям, у которых не было средств для приобретения жилья в Меа Шеарим. Остальные дома он завещал своим потомкам, оговорив, что любой из них, кто покинет Эрец-Исраэль, лишится своей доли в наследстве.
Была образована компания из 117 пайщиков (которые называли себя Меа Шеарим). Они решили назвать новый район Реховот. Оба названия были взяты из недельной главы Толдот, которая читалась в Шаббат той недели, когда состоялось собрание. Через несколько дней число пайщиков выросло до 140.
Большинство участников не имело необходимого первоначального взноса, чтобы купить свою долю земли. Поэтому многие закладывали или продавали украшения своих жен. Некоторые даже заимствовали средства из своей части в халуке.
[Халука — ежемесячная помощь, которую собирали евреи диаспоры для жителей Эрец-Исраэль. Этот сбор средств для поддержки святых идеалистов, решивших жить духовной жизнью в Иерусалиме, был организован великими мудрецами диаспоры (рав Хаим из Воложина и Бааль а-Тания и др.) и Эрец-Исраэль (рав Шмуэль Салант и рав Исраэль из Шклова и др.). Евреи диаспоры, собиравшие деньги, знали, что таким образом они получают удел в великой заповеди изучения Торы на Святой земле.
Поддержка колелей (организаций, занимавшихся распределением средств) была действием во имя Небес. Доставка средств из стран диаспоры в Эрец-Исраэль сопровождалась великим самопожертвованием со стороны тех, кто это делал. Даже с учетом технологических новшеств того времени, в частности, железных дорог, этот путь занимал много времени и был очень опасен.
Рав Шмуэль Салант организовал «Ваад Аклали» (с помощью известной организации «Купат Раби Меир Бааль Анес», занимавшейся сбором и распределением помощи жителям Эрец-Исраэль), чтобы распределять средства халуки наилучшим образом.]
Выбор местоположения
Со временем название «Реховот» вышло из употребления, и район стал известен как Меа Шеарим. «Меа Шеарим» не означает «сто ворот», как принято думать. Это словосочетание означает «стократ» — вознаграждение в стократном размере. Это название было выбрано равом Йосефом Ривлином как молитва и благословение, чтобы община процветала и расширялась, как сказано: «И посеял Ицхак в той земле, и в том году собрал урожай стократ (меа шеарим), и благословил Б-г его» (Берешит, 26:12). У этого названия также есть каббалистическое значение. Оно имеет ту же гематрию, что и стих: «И ныне, да возвеличится сила моего Господина, как Ты говорил» (Бемидбар, 14:17). Виленский Гаон придает этой цифре каббалистический смысл, поэтому «Меа Шеарим» считалось прекрасным названием.
В истинно еврейской манере выбор места для нового района определяло даат Тора. Земельные участки вдоль улицы Яффо были относительно дорогими. Можно было купить втрое больше земли к северо-западу от Старого города за ту же сумму денег. Поэтому было решено выбрать именно это направление. Они нашли территорию, называемую Керем Кадкод (виноградник кадкод). Хотя между арабским названием и еврейским словом кадкод (означающем рубин) нет никакой связи, эта территория привлекла внимание, поскольку в стихе сказано: «Я сделаю твои окна из рубинов (кадкод) и ворота твои — из карбункулов, и всю твою границу [ограду] — из драгоценного камня» (Йешаяу, 54:12).
[Пророк говорит о том, что после прихода Машиаха, весь Иерусалим будет построен из драгоценных камней — дома, стены, ворота, тротуары, дворы и т.д. Даже фундамент будет из камня, из которого были сделаны Скрижали — сапфира. Ценность сапфира настолько велика, что про Моше Рабейну говорится, что он очень разбогател от осколков этого камня, которые остались от высечения Скрижалей завета.
Но если город будет построен из таких драгоценных камней, разве не будут его жители спорить и бороться друг с другом за право обладать такой собственностью? Каждый захочет получить такое богатство себе! Тринадцатый стих говорит нам, что в те дни никто не будет заинтересован в таком [материальном] богатстве. «Все сыновья твои будут учениками Всевышнего» — духовный уровень будет настолько высок, что все их интересы будут связаны только с Торой. Основное внимание они будут уделять изучению Торы. Богатства и драгоценные камни будут в изобилии, но никто даже думать не будет о них. Все эти драгоценности будут лишь добавлять красоту Иерусалиму. Люди же будут стремиться к новым пониманиям Гемары, интересным вортам из Торы (услышано от рава Баруха Розенблюма, по книге «Леках Тов» рава Йосефа Пинто).]
Основываясь на расчетах и измерениях, обнаруженных у мудрецов, было установлено, что место, на котором предполагалось начать строительство, первоначально находилось в пределах городских стен со времен Йеошуа бин Нуна. На основании Гемары в трактате Бава Батра, 75б (там говорится о старике, который видел Иерусалим простиравшимся очень далеко) основатели Меа Шеарим рассчитали, что древний Иерусалим охватывал также территорию, на которой должен был располагаться новый район. Немецкий архитектор Конрад Шик разработал архитектурный план поселения. Первоначально планировалось создать в центре района сад, но этот проект был оставлен из-за алахи, запрещающей сажать сады и парки в стенах того, что было библейским Иерусалимом.
В общей сложности за сорок девять тысяч турецких лир было куплено три отдельных участка земли общей площадью 32,5 дунамов (3,25 гектара). Земля была зарегистрирована на имя гражданина Великобритании рава Бен-Циона Леона, с тем, чтобы жители могли пользоваться услугами Британского консульства в случае необходимости. Несмотря на то, что каждый член внес денежный вклад в покупку земли, по-прежнему не хватало семнадцати тысяч грушей. Рав Бен-Цион Леон пожертвовал всю недостающую сумму из своего кармана.
Краеугольный камень Меа Шеарим был заложен в Ияре 5634 (1874) года. Строительство началось немедленно. Примерно через восемь месяцев были возведены первые десять домов и определены те, кто должен был их заселить.
Переезд
Первые домовладельцы планировали переехать в Меа Шеарим через три месяца после этого, когда резервуары, с Б-жьей помощью, должны были заполниться дождевой водой. 8 Адара 1875 года, когда полные энергии первые жители вывозили свое имущество из Яффских ворот Старого города, их встретили перепуганные беглецы из Нахалат Шива. Арабские собственники жилья в Старом городе были решительно настроены против еврейской экспансии в Иерусалиме. Среди других причин новые еврейские кварталы за пределами стен означали уменьшение зависимости евреев от арабских собственников недвижимости и последующее снижение стоимости дорогих квартир в Старом городе. В попытке остановить дальнейшее еврейское поселение за стенами, арабские собственники организовали нападение на Нахалат Шива, приурочив его ко дню переезда первых жителей в Меа Шеарим.
Сначала предполагалось, что большинство жителей Нахалат Шива были убиты. Но в ходе расследования выяснилось, что храбрые еврейские бойцы отразили нападение, и «только» один еврей погиб. Нападение привело к двухмесячной задержке переезда в Меа Шеарим. В конце концов, первые жители переехали в Ияре 5635 (1875) года.
Жизнь в Меа Шеарим
В первые годы жить в новом поселении было страшно. Змеи, скорпионы и дикие животные кишели вокруг. В первую же ночь скорпион укусил маленького ребенка. Рав Залман Бааран, секретарь и казначей Меа Шеарим, высасывал яд из пальца мальчика и провел остаток ночи, говоря Теилим и ухаживая за ним.
Много раз, когда мужчины покидали свои дома, чтобы помолиться после наступления темноты, лисы, прячущиеся неподалеку, проникали внутрь, сея хаос и угрожая жизням домочадцев. Однажды вечером, когда один из жителей вышел на улицу, он встретил небольшого льва, который преследовал его всю дорогу. Некоторое время мужчинам приходилось молиться в одиночестве дома, без миньяна.
Звери в человеческом обличье тоже рыскали вокруг Меа Шарим. В одну темную ночь несколько бедуинов напали на семью и убили еврея (его звали рав Шмуэль). Вырвав серьги из ушей его жены, они сбежали вместе с ценностями. Женщина, гражданка США, пожаловалась в американское посольство. Было начато расследование, но никаких арестов не последовало.
В Нисане 5640 (1880) года бдительные жители отбили нападение большой группы мародерствующих бедуинов. К сожалению, один из мужчин, рав Исраэль Хаим Штейнбаум, получил смертельные ранения. После него остались вдова и сироты.
В дальнейшем ночные патрули и запертые на ночь ворота сократили количество нападений.
Несмотря на трудности, жители демонстрировали упорство и дух первопроходцев. Ваад (комитет) Меа Шеарим опубликовал следующее заявление в честь этих первых поселенцев: «Всевышний дал некоторым членам нашей группы желание быть первопроходцами, служить примером для своих собратьев. Они, по сути, взяли свою жизнь в свои руки… Эти добровольцы действительно сильно пострадали в первые дни, так как были изголодавшимися душами в бесплодной пустыне. Они были вынуждены ходить в Старый город для удовлетворения всех основных потребностей. Однако Всевышний вложил радость в их сердца… ночные завывания волков и другие дикие животные вокруг волновали их сердца, но они чувствовали, будто слышат отголоски прекрасных мелодий».
Чудесное строительство
Во время своего последнего визита в Эрец-Исраэль в 5635 (1875) году сэр Моше Монтефиоре был приглашен заложить краеугольный камень для десяти новых домов в Меа Шеарим, но из-за травмы ноги он не смог присутствовать на этом важном событии.
Первоначальный план предполагал, что сто квартир будут построены в Меа Шеарим в течение десяти лет (по десять в год). Однако проект реализовывался чудесным образом, и все сто квартир были построены в течение семи лет (5634—5641). Пока строились дома, земля, окружающая их, использовалась для выращивания пшеницы для выпечки мацы. Доходы от этого предприятия были потрачены на свадьбу бедного жениха. Таким образом, даже строительство Меа Шеарим было основано на еврейском качестве хесед.
Четыре года спустя сто пятьдесят квартир были готовы. К концу века в Меа Шеарим было триста единиц жилья. На соседнем участке были построены мельница и пекарня, принадлежащие семье Берман.
Ворота
Все здания в Меа Шеарим были построены таким образом, чтобы закрывать район со всех сторон, а их входы были обращены во внутренний двор. Внешняя стена выглядела, как крепостная — с шестью воротами с металлическими решетками, которые были закрыты во время опасности. Этими воротами были Шаар Йерушалаим (с юга, улица Салант), Шаар Бейт Давид (с запада), Шаар Апними (между улицами Салант и Слоним), Шаар Атахтона (Шлифованные ворота, с востока), Шаар Лифта (с севера) и Шаар Эмцаи (выходившие на улицу Бааран). Они закрывались каждую ночь вплоть до 5671 (1911) года.
В центре района был построен главный бейт мидраш «Йешуот Яаков». Там также находились талмуд-тора (хедер), гостиница для гостей, миква и общинная печь, в которой выпекали хлеб. В Меа Шеарим были собственные колодцы и выгребные ямы. Для жителей района существовала подвозка до Яффских ворот. Арабские торговцы продавали овощи на рынке внутри Меа Шеарим. Короче говоря, район Меа Шеарим был почти автономным поселением на полном самообеспечении.
«Сефер Атаканот»
«Сефер Атаканот» («Книга постановлений») или «конституция Меа Шеарим» — это монументальный документ. Рав Бааран составил его, основываясь исключительно на ясных постановлениях «Шулхан Аруха». Каждому постановлению соответствовал свой источник, чтобы не возникало никаких сомнений в том, что было задумано. «Сефер Атаканот» состояла из двенадцати разделов, в которых, среди прочего, были постановления о выборах постоянного комитета района, собственности и границах, уборке, поведении по отношению к соседям, заботе о синагоге. Кроме того, книга содержала руководящие принципы для комитетов, ответственных за исполнение заповедей бикур холим (заботе о больных), гмилут хасадим (помощи нуждающимся) и ахнасат орхим (приеме гостей). Документ был подписан всеми основателями Меа Шеарим, а также равом Шмуэлем Салантом и всеми членами бейт дина Иерусалима.
Исполнение обета
Любое описание истории Меа Шеарим было бы неполным, если бы в нем не было упомянуто особое величие рава Залмана Баарана, который был талмид хахамом из семейства мудрецов и праведников. Будучи официальным секретарем и казначеем Меа Шеарим, он был источником жизненной силы для всего района. Все важные решения были в его руках. Он являлся тем, кто собрал средства, чтобы заплатить Деметриусу, арабу-христианину, который был подрядчиком и контролировал строительство зданий. Много раз ему приходилось прятаться от Деметриуса, потому что в кассе просто не было денег.
Рав Бааран проводил уроки, занимался расселением и интеграцией новых жителей в общину. Несмотря на все это, сам он обеднел настолько, что не мог себе позволить купить жилье в Меа Шеарим. Он каждый день ходил из Старого города, чтобы внести свой жизненно важный вклад в строительство новой общины.
В какой-то момент Ваад хотел бесплатно предоставить ему дом в Меа Шеарим, но он упорно отказывался. Будучи ребенком, он взял на себя обет помочь восстановить руины Иерусалима, и его самоотверженная преданность Меа Шеарим была исполнением этого обета. Он боялся, что потеряет свою награду в Будущем мире за работу во благо нового района, если он примет предложение Ваада. Позже он организовал и другие поселения.
Следует также упомянуть и другого талмид хахама, рава Авраама Ферста, который был известен как «отец» Меа Шеарим. Он оказывал медицинскую помощь в районе и возглавлял ночные патрули.
Бастион святости
Переезд в Меа Шеарим требовал сил и мужества со стороны жителей — как в физическом, так и в духовном плане. Все жители нового района были людьми, которые придерживались самых строгих принципов Торы. Их боязнь зверей (в том числе — в человеческом обличье), которые беспрепятственно крутились вокруг Иерусалима, была ничтожна по сравнению со страхом перед разрушительным пламенем секуляризма. Поэтому они крепко держались за постулаты Торы. Жители Меа Шеарим превратили свой район в бастион святости, место передачи Торы. Меа Шеарим был основан как крепость, защищающая от отравляющего влияния светского духа, который угрожал чистоте Эрец-Исраэль. Эта крепость по-прежнему противостоит таким влияниям и в наши дни.