Входя в Старый город либо покидая его, чаще всего проходят через самые известные из городских ворот –Яффские. Расположенные в западной части Старого города, они обращены в сторону порта Яффо (Яффо, входящий в настоящее время в состав Тель Авива, находится отсюда примерно в 65 километрах). В древности от Яффских ворот в порт вела дорога, на месте которой сейчас проходит шоссе номер один. Яффо – тот самый порт, куда бежал когда-то Йона, спасаясь от тяжкой миссии пророка, которую в разгар праздника Бейт hа-Шоэва возложил на него Всевышний…
И еще одна дорога начиналась от Яффских ворот. Вела она в Бейт Лэхем, а оттуда – в Хеврон (сейчас это магистраль Дерех Хеврон). От этой дороги пошло арабское название ворот Баб аль-Халиль, т.е. Хевронские ворота, или, по-другому – Ворота Любимого. Под Любимым ( по-арабски Халиль) подразумевается наш праотец Авраhам, похороненный в Хевроне; этим именем обозначают и сам город. У Яффских ворот есть еще одно название, которое в переводе с арабского означает Ворота молитвенной ниши Давида (из-за близости к Городу Давида). На картах крестоносцев (ХII век) они также обозначены как Porta Davidi, т. е. Ворота Давида.
Как следует из надписи, выполненной арабской вязью над воротами, они были построены в 1538-1539 гг. по приказу османского султана Сулеймана Великолепного. В проекции сверху ворота выглядят как латинская буква L. Такой, неправильной формы, проход должен был в случае нападения на город замедлить темп вражеского войска. Как и остальная часть стен Старого города, ворота сложены из больших тесаных камней песочного цвета.
Пройдя внутрь, мы окажемся на небольшой площади с магазинчиками и информационным бюро для туристов. Свернув с площади налево, можно попасть в Христианский квартал Старого города, свернув направо и миновав башню Давида – в Армянский, а пройдя прямо – в Мусульманский.
Неподалеку от собственно Яффских ворот имеется еще один проход в Старый город. Соорудили его в конце ХIХ века специально для кайзера Вильгельма II. В 1898 г. кайзер, в сопровождении супруги Августы Виктории и важных немецких сановников, въехал в город через этот проход – в экипаже.
Аарон Бир, благословенной памяти, отмечает, что первоначально Вильгельм планировал въехать в город через Яффские ворота верхом на коне, подобно крестоносцу. Но поскольку тогдашний наместник Османской империи в Иерусалиме счел это оскорбительным, был найден компромисс: в стене поблизости от ворот сделали пролом, через который Вильгельм и совершил свое торжественное вступление в город. В настоящее время здесь проложена автомобильная дорога, соединяющая Старый город с Новым. (Генерал Алленби, вступая в Иерусалим спустя 19 лет, в декабре 1917 г., повел себя куда как более скромно, и сойдя с коня, вошел в город пешком).
При обсуждении вопроса о том, каким же образом кайзер вступит в Иерусалим, спросили мнения Рава Шмуэля Саланта. Тот отказался высказаться по этому поводу, но написал краткую записку, которую огласили только когда церемония осталась позади. В ней Рав Салант цитировал hалаху из трактата Псахим: „Царь прокладывает себе путь, да не осмелишься ты перечить ему“.
Судя по всему, перед воротами имелся ров, и в то время, когда проламывали стену, он был наполнен водой.
Из соображений безопасности первые османские правители приказывали держать ворота на запоре с захода солнца до рассвета. Те, кто не успевал войти в город вовремя, должен был перебираться через стены с помощью веревок. По пятницам ворота были заперты целый день: мусульмане, проводившие этот день в молитве, опасались, как бы „неверные“ не захватили город, пока его некому охранять.
Возле Яффских ворот постоянно находился еврей, сведущий в Торе, чьей обязанностью было помогать приезжим евреям совершать обряд криа (разрывание одежды в знак траура о разрушенном Иерусалиме).
В конце XIX- начале ХХ вв. Старый город стал слишком тесен для многочисленного населения, и за пределами городских стен начали строить новые кварталы. Связь между Старым городом и Новым осуществлялась в основном через Яффские ворота. И сегодня туристы и местные жители, стремящиеся попасть к священным для них местам, пользуются в основном ими. Многие лавки и магазинчики в Старом городе тоже находятся в районе Яффских ворот .
В 1907-1908 гг. в честь турецкого султана жителям Иерусалима был преподнесен подарок. Над Яффскими воротами воздвигли четырехметровую часовую башню из известняка, который добывали в расположенной поблизости Пещере Цидкиягу. Часы имели четыре циферблата – по одному с каждой стороны башни, а наверху она была увенчана символами Османской империи: полумесяцем со звездой. Башню снесли тринадцать лет спустя, поскольку Роналд Сторрс, тогдашний британский губернатор в Иерусалиме, счел, что она разрушает уникальный характер Города.
Во время Войны за Независимость возле Яффских ворот шли сражения – неудачные для евреев, так что арабы остались владеть этой территорией вплоть до 1967 года. А тогда, в 1948 г., она отошла под юрисдикцию Иорданского легиона, и ворота были наглухо зацементированы. Их вновь открыли 20 сивана 5727/1967 г., спустя три недели после освобождения; по этому поводу Министерство внутренних дел выпустило соответствующий указ, а Кнессетом был принят специальный закон.
В начале 2000-ых дорогу, проходившую перед воротами, передвинули к западу, на ее же месте возникла большая площадь-переход от Яффских ворот к строившемуся напротив торговому району Мамилла.
В 2010 г. Израильский Департамент по сохранению исторического наследия провел работы по реставрации ворот. Длились они два месяца и являлись частью проекта „Городские стены Иерусалима“. (В рамках этого проекта, стартовавшего в апреле 2007 и стоившего 4 миллиона долларов, были полностью отреставрированы стены Старого города). Прежде всего ворота очистили от черного налета, образовавшегося на них за многие десятилетия от автомобильных выхлопов. Затем заменили разрушенные от времени камни и восстановили сложную надпись арабской вязью, выбитую в 1593 году. Ками с застрявшими в них пулями – следы жестоких боев Войны за независимость – были сохранены.
Сразу при входе в Старый город, слева от ворот, можно увидеть железную решетку, огораживающую два захоронения. Неизвестно доподлинно, кто именно похоронен здесь, но существует легенда: увидев, что городские стены построены таким образом, что гора Сион и могила Давида лежат за их пределами, султан Сулейман приказал казнить двух зодчих, эти стены спроектировавших. Именно они якобы и покоятся в могилах у Яффских ворот. Некоторые утверждают, что дело в другом: после того, как сооружение стен было окончено, головы зодчим отрубили, чтобы они никогда и нигде не смогли больше построить подобного великолепия. Однако в награду за работу им “оказали честь“, похоронив в пределах города.
На одной из могил имеется эмблема. Не так давно, реставрируя Дамасские ворота, на одной из гигантских металлических створок (порядком проржавевших) обнаружили очень похожий на эту эмблему узор из цветов. Расположен он так, что с земли его не было видно, и, если бы не реставрация, никто так и не заподозрил бы о его существовании. Конечно, обнаружение узора само по себе не может пролить свет на загадку захоронений, но оно служит косвенным подтверждением теории, что их история каким-то образом связана с историей городских стен.
Искренне благодарим р. Мордехая Й. Шера за помощь в подготовке статьи.