Ворота Милосердия (Шаар hаРахамим) представляют собой поистине величественное зрелище. Расположены они в восточной городской стене и сейчас замурованы; раньше же они вели прямиком на Храмовую гору.
Заложены Ворота Милосердия были в 7-м столетии, в правление мусульманской династии Омейяд, неподалеку от развалин Шушанских ворот (а их построили во времена Эзры евреи, вернувшиеся из Вавилонского пленения). В 1313 г., когда рав Иштори Пархи, автор труда Кафтор Ваферах, приехал в Эрец Исраэль, Шушанские ворота были еще видны. В книге указывается, что они лежат „на расстоянии выстрела из лука“ от Ворот Милосердия.
Шушанские ворота находились в самой низкой из четырех стен, окружавших Храмовый комплекс. Над ними был выбит барельеф, изображавший город Шушан, столицу Персии. По одной версии, барельеф появился по приказу персидских властей, стремившихся запугать евреев, не дать им забыть о пленении, чтобы среди них не зародилась даже мысль о бунте. Однако есть и другое мнение: евреи выбили изображение Шушана, чтобы вечно помнить о необыкновенных чудесах, сделавших возможным строительство Второго Храма.
В помещении над Шушанскими воротами хранились два “мерила”, нечто вроде линеек, по которым начисляли плату ремесленникам,обслуживающим Храм (осуществлявшим в нем ремонт и т.д). Нанимая ремесленника, плату ему устанавливали по стандартной линейке длиной в ама (“локоть”). По завершению работы тем из них, кто работал с дешевыми материалами, вознаграждение начисляли, используя линейку побольше; она была на целый палец длиннее, чем стандартная. Тем же, кто работал с золотом, серебром, и т. д., платили в соответствии с более короткой линейкой, которая была длиннее, чем ама, всего на полпальца. Каждый, следовательно, получал несколько меньше того, что ему на самом деле причиталось. Так поступали для того, чтобы не допустить ме‘илы, т. е. непреднамеренного использования храмовых принадлежностей не по назначению (в данном случае имелось в виду извлечение выгоды из их ремонта). Все с готовностью работали на таких условиях, ибо поддерживать Храм в порядке было большой честью и заслугой.
Место для хранения мерил – в каморке над Шушанскими воротами – выбрали наши мудрецы. Почему именно там? Чтобы изображение Шушана напоминало евреям о трепете перед земными правителями; а это, в свою очередь, заставляло бы их трепетать перед Царем Царей и предохраняло бы их от греха ме‘илы в делах, связанных со святостью и святынями. (Тосафот Аншей Шем, Кейлим 17:9)
Когда на Масличную гору вели пара адума – красную корову, с ней проходили через Шушанские ворота, поскольку находились они как раз напротив горы.
Вернемся к Воротам Милосердия.
Двадцать две ступени, прорубленные прямо в Храмовой горе, ведут от них в великолепный зал, украшенный узором из листьев аканта, вырезанным в камне, и такой тонкой работы, что создается впечатление, будто листья шевелятся от ветра. Шесть сводов зала поддерживаются массивными мраморными колоннами. Это место используется мусульманами как мечеть.
С внешней стороны Ворота милосердия состоят как бы из двух частей, обрамленных арками. Южная часть известна как собственно Ворота Милосердия (Шаар hаРахамим), северная называется Воротами Раскаяния (Шаар Тешува). В Средние века (да и несколько позже) евреи обходили вокруг стен Города, пока не достигали этих ворот, а там останавливались и молились: ведь они обращены к тому месту, где прежде стоял Храм. По преданию, евреи молились сперва у Ворот Раскаяния, а затем переходили к Воротам Милосердия и взывали к Всемогущему о сострадании к Его народу; отсюда и название ворот .
Был в истории Иерусалима период, когда Котель весь был скрыт под тоннами каменных обломков и другого мусора, так что никто не мог указать его точное местонахождение. И тогда евреи тоже молились у Ворот Милосердия. Известно, что рав Биньямин из испанского города Туделы, отважный, прославленный путешественник, также молился здесь.
Над воротами выбита розетка, относящаяся к Османскому периоду. Возможно, это напоминание о Шушанских воротах, которые когда-то находились неподалеку.
Мусульмане, как и евреи, называют эти ворота Воротами Милосердия (Баб-аль-Рахма), а иногда – Воротами Вечной жизни. В христианской литературе используются названия Золотые или Прекрасные ворота.
По поводу того, когда Ворота Милосердия были замурованы, мнения расходятся. Некоторые утверждают, что произошло это примерно 1200 лет назад, около 810 г. н. э., по другому мнению, арабы замуровали их не ранее 1541 г. Но почему у них вообще возникла мысль закрыть ворота навсегда?
Мусульмане хорошо знали о том, что говорит еврейская традиция о приходе Машиаха (см. Йехезкель 44: 1-4): он придет в Иерусалим с востока. Ворота Милосердия расположены, как нам известно, в восточной стене, и арабы считали, что именно через них Машиах и войдет в Город. Чтобы не допустить Избавления для евреев, они перекрыли проход огромными каменными глыбами, так что доступ в город больше невозможен. Но и это показалось им недостаточным. Ошибочно полагая, что Машиах будет происходить из рода священнослужителей и, следовательно, как коэн, не сможет пройти по кладбищу, они стали хоронить своих мертвецов прямо рядом с воротами. Разумеется, поскольку Машиах – потомок Давида, и, значит, не коэн, кладбище для него не препятствие.
Возможно также, что мусульмане пытались помешать Элияhу hаНави, (который – как новое воплощение души Пинхаса – действительно является коэном), пройти к тому месту, где когда-то стоял Храм, чтобы возвестить о приходе Машиаха и наступлении эпохи Избавления. Но и этот их расчет не оправдался, ведь тела мертвых неевреев не являются нечистыми, и значит, коэну не запрещено пройти по нееврейскому кладбищу.
Опубликовано в hаМодиа 3.11.2011.