С 1948 г. и до окончания Шестидневной войны, весь ход которой являл собой истинное чудо, на месте теперешнего шоссе N1 пролегала полоса “ничьей” земли, опутанная колючей проволокой и уставленная бетонными заградительными сооружениями. Она делила Иерусалим на два сектора – еврейский и арабский. Единственным пропускным пунктом между ними были ворота Мандельбаума, которые находились к северу от Дамасских – или Шхемских – ворот. Эти ворота стали своеобразным символом 19-летнего размежевания. Именно через них переходили из одного сектора в другой туристы – в основном паломники-христиане – и сотрудники ООН.
Во время войны за независимость 1948 г. Еврейский университет на горе Скопус и расположенная неподалеку клиника Адасса оставались под юрисдикцией Израиля, хотя и находились с иорданской стороны. Дважды в неделю из еврейского сектора к этому израильскому анклаву иорданцы пропускали гражданский конвой с медикаментами, персоналом для больницы и т.д.; в таких конвоях под видом полицейских на гору Скопус попадали еврейские солдаты – они охраняли этот кусочек Израиля. Все конвои проходили через ворота Мандельбаума.
Пропускной пункт назвали воротами Мандельбаума потому, что находился он как раз напротив четырехетажной виллы, принадлежавшей р. Симхе Мандельбауму. У рава Мандельбаума были свои причины построить свой дом именно здесь. Он стремился, во-первых, расширить границы Города к северу, а во-вторых, не допустить, чтобы этот участок земли приобрела итальянская христианская община, чья церковь стояла неподалеку. Виллу строили с 1925 по 1929 год. Роя яму под фундамент, строители обнаружили монеты времен Бар Кохбы с гравировкой: “свобода Израилю” и “свобода Иерусалиму”. Р. Симха считал эту находку доказательством того, что в древности стены Старого города доходили до его участка.
Кстати, квартал Меа Шеарим, находящийся неподалеку от ворот Мандельбаума, был построен именно здесь по той же причине: его основатели полагали, что в древности городская стена окружала и эту территорию. Поначалу планировалось расположить квартал вокруг большого сада, но этот проект не был принят: Алаха запрещает разбивать сады в пределах стен Святого Города.
В дни Войны за независимость Дом Мандельбаума стал стратегически важным пунктом; в нем расположился штаб освободительной организации Хагана. Арабские солдаты, пытаясь проникнуть в Меа Шеарим, сначала атаковали и частично разрушили Дом Мандельбаума; но евреям еще раньше удалось покинуть его. В наши дни вилла восстановлена. В ней разместилась йешива бреславских хасидов.
Место, на котором находились ворота, называется Площадь Мандельбаума. Здесь еще со времен размежевания сохранился израильский контрольно-пропускной пункт. Посреди шоссе N1, в месте, где, собственно, люди и переходили из Израиля в Иорданию и обратно, сегодня установлены солнечные часы. По-арабски это место называется переходом Саада и Саида. Имя этих же двух ранних мусульман носит близлежащая мечеть.
Напротив ворот Мандельбаума стояли домики, в которых жили солдаты Иорданского легиона. Чуть поодаль можно увидеть дом с красными балками и флагом на крыше. В нем в свое время работала Объединенный Комитет по прекращению военных действий, а сейчас размещается представительство ООН.