Рав Михаэль Ласри вел урок на тему семейной жизни. Объясняя призвание женщины и восхваляя ее способности, он рассказал, что женщине не нужно специально просить прощения у Всевышнего перед Рош а-Шана, поскольку она может встать у мезузы, положить на нее усталую руку и сказать:
– Всевышний! Властелин мира! Прошу Тебя, не забирай меня из этого мира раньше времени моего. Вспомни мне 4000 тарелок, 5000 стаканов, 15000 вилок, ложек и ножей, что я помыла за этот год. Вспомни мне километры шагов от стиральной машинки до веревок для развешивания стирки! Вспомни километры помытого пола, подметенного пола, навощенного пола! Вспомни мне часы уборки и зачти мне их. Вспомни часы приготовления еды, которая съедается за минуты. Разве для себя делала я все это? Я же все время на диете! Я делала это для мужа и для детей. Я нужна им! Так оставь меня ради них! Дай мне еще один год, наполненный бессонными ночами, счастливыми слезами и хорошими новостями!
Рав продолжал восхвалять и прославлять женщину – акерет баит, трудящуюся в своем доме на благо домочадцев, когда увидел поднятую руку среди сидящих женщин.
Она поднялась с места и сказала:
– Это все прекрасно, а-рав, только что делать тем женщинам, кто выбрал развивать карьеру. Что делать той женщине, которая каждое утро бежит на свою интересную работу! Вот я каждый день выхожу из дома, оставляю своих троих детей на мужа. Я еду час в другой конец города – в свою мастерскую. Я прихожу туда, там пахнет свежим деревом. Я сажусь и беру в руки чурбанчик дерева. Я смотрю на него 15 минут, 20 минут – и вдруг я вижу! Я вижу, как на дереве проступает лицо ребенка, лицо младенца! Он кричит, он взывает ка мне! Выведи меня из дерева! Создай меня! Сотвори из меня чудо! И я беру резец и стамески и начинаю медленно и осторожно, кропотливо и аккуратно вырезать его. Я очень стараюсь, чтобы получилось именно то, что я в нем увидела, произведение искусства. И вы, рав, считаете, что женщина не может выбрать такую карьеру? Вы считаете, что женщина не способна творить?
Рав улыбнулся в бороду и помолчал, дав женщине сесть и успокоиться, чтобы быть уверенным, что она услышит его.
– Я согласен с тобой! Женщина способна творить. Но еще больше тебя добиваются карьерных успехов простые еврейские женщины. Вот она выходит из дома и едет… в больницу. Там пахнет… больницей. И там с Б-жьей помощью она рожает ребенка. Потом возвращается домой, кладет его в колыбель и смотрит на него. Смотрит 15 минут, 20 минут, полчаса. И вдруг она видит, как в этой заготовке человека проступает будущий Баба Сали! Будущий Хофец Хаим! Будущий Рамбам! Он кричит, и в его крике она слышит: «Помоги мне! Создай меня! Сотвори чудо!». И она вооружается инструментами для выращивания настоящего человека. Она аккуратно и терпеливо обрабатывает эту заготовку, кропотливо и осторожно избавляет его от всего лишнего, оттачивает его. Но это не просто чурбан из дерева! Он ест, пачкает, шумит, срыгивает… Он бегает, ломает, портит, мусорит. Но она терпеливо и ласково ухаживает за ним, потому что видит в этом свою карьеру. И ее карьера намного важнее твоей! Ты бросаешь свою главную карьеру на мужа и бежишь точить чурбаны. А свои заготовки, которые доверили в твои руки, ты бросаешь на «авось», «как-нибудь вырастут». Конечно, гораздо легче вырезать из дерева, чем обтачивать человеческие заготовки. Но вот какая карьера более важна, какую назвать большим творением?..