Самый первый урок воспитания мы встречаем в недельной главе Берешит (2:16,17): «И повелел Господь Б‑г человеку так: От всякого дерева в саду можешь есть; Но от древа познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, когда станешь есть от него, смерти предан будешь».
Сначала человеку дается повеление, которое на самом деле есть разрешение (поскольку употреблен мягкий глагол леэмор), есть то, что он хочет, все, что приглянулось ему в Ган Эдене – пожалуйста, никаких проблем! Смотри, какое изобилие! Ешь – не хочу.
Только одно ограничение. Там, в глубине, дерево познания добра и зла – от него не ешь, а то умрешь.
Какой интересный урок воспитания: сначала обозначить все, что можно, показать, что есть огромные возможности для изучения, при желании, всеми пятью чувствами. И только потом мягко поставить запрет, всего один, но четкий – и сразу обозначить наказание за него.
Почему же он не сработал? Почему Адам все-таки нарушил запрет? Ведь, казалось бы, он получил его от Самого Всевышнего! Все четко, ясно, никаких двусмысленностей, недопонимания. Усомнимся ли мы в том, что Всевышний – самый лучший воспитатель? Будем ли мы считать Всевышнего виноватым в «плохом воспитании» Адама?
Один рав, занимающийся проблемами подростков, как-то раз получил такой вопрос от своего сына. Он не нашелся с ответом сразу и попросил у сына отсрочку. В течение последующей недели он неоднократно вспоминал этот вопрос и обдумывал его. В четверг он пришел в свой офис, где его ожидали несколько часов приема посетителей – родителей, желающих обсудить с ним проблемы своих детей.
В приемной уже ожидала пара – муж и заплаканная жена. Рав с удивлением узнал в них знакомую семью, хорошую семью – в высшей степени порядочные религиозные люди. Семья «со знаком качества», все дети – как на подбор, можно равняться на них. Что они делают у него в приемной?
Пригласив их войти и присесть, рав поставил на стол бутылку воды и стаканы и стал ждать, когда женщина успокоится. Понемногу она пришла в себя, и они начали рассказ.
Их младший сын, любимец всей семьи, стоит в ешиве на грани вылета. Не по учебе, а из-за кампании. Родители не могли понять, почему? Он ведь жил в таком Ган-Эдене дома, у него были такие возможности – не у каждого мальчика они есть. От него ничего не требовали – только учиться… Родители во всем винили себя: мы недоглядели, мы виноваты.
Рав задумался. Если он просто станет убеждать их, что они не виноваты – они ему не поверят. Конечно, они думают, что был прокол в воспитании. Но ведь он отлично знает и мальчика, и семью – проколов быть не могло, он бы заметил.
И тут он разом понял и то, что он скажет безутешным родителям, и то, что он ответит сыну. Принимая во внимание тот факт, что даже Адам а-ришон (первый человек) нарушил запрет Самого Всевышнего, притом, что мы не можем сказать, что Всевышний допустил прокол в воспитании…
О грехе первого человека мы говорим, что бхира хофшит – свобода выбора – Адама а-ришона сыграла решающую роль. То же можно сказать в утешение и родителям. Человек может быть самым лучшим воспитателем, но, в конце концов, ребенок (подросток) решит сам, что будет с его жизнью.
Родителей, прикладывавших все усилия к воспитанию ребенка, можно хоть немного успокоить этой мыслью.