Уважение к отцу и матери
39. Сын обязан уважать отца и мать и после смерти родителей. Всегда, когда он говорит об отце или матери или рассказывает от их имени, следует сказать: «Мой отец (моя мать), мой учитель (-ница), благословенна память о нем…».
Если еще не прошло года с момента их смерти, добавляют: «…пусть на мне будет его искупление». Но при изложении в письменном виде, по некоторым мнениям, не обязательно писать это, а достаточно просто написать «благословенна память о нем».
Есть и устрожающее мнение, по которому сын, подписываясь в конце документа (в первый год), должен написать: «… сын такого-то, отца моего, учителя моего. Пусть на мне будет его искупление».
Этот закон указывает на особую связь между детьми и родителями после смерти, и на то, что происходит с душой умершего.
Первый год – это время Суда над душой, и тогда же происходит ее очищение. А поскольку дети считаются продолжением своих родителей, то существуют особые традиции и обычаи в этот период. По закону многие из них длятся именно одиннадцать месяцев, а не двенадцать, поскольку уже тогда заканчивается Суд над простыми людьми (над злодеями он длится 12 месяцев).
40. После смерти родителей принято говорить за них Кадиш (особую молитву, которая требует миньяна). Это обычно делает сын в синагоге во время молитвы: первый год – каждый день, а потом – в день смерти, йорцайт. Есть также традиция в течение одиннадцати месяцев вести молитву (быть шалиахом-цибур) и быть вызванным на чтение книги пророков в Шаббат. Особое значение имеет молитва на исходе Шаббата, поскольку известно, что после выхода Шаббата души возвращаются в Геином. Поэтому эти ритуалы имеют особое значение именно в это время. Поведение сына (детей) в этот момент может сильно повлиять на то, где будет находиться душа умершего. Поэтому, по возможности, желательно, чтобы сын вел эту молитву.
Считается, что сын оказывает большее влияние, если ведет всю молитву; поэтому при возможности не следует ограничиваться только Кадишем.
41. Даже если отец еще жив, разрешается говорить Кадиш за умершую мать.
42. В день смерти отца или матери принято поститься, говорить Кадиш и «подниматься» к Торе (читать свиток). В каждом месте проживания евреев день смерти родителей отмечали по-разному, но есть основные, принятые большинством традиции, раскрывающие смысл этого особого дня.
***
После того как молодой аврех скончался, его сыну рассказали о Кадише и о его значении. Мальчик знал, когда говорить кадиш, но очень стеснялся и не знал, как начать – ведь ему было всего пять лет. В семье узнали об этом и начали убеждать и уговаривать его, но это не помогало. Когда об этом узнал гаон раби Яаков Исраэль Каневский (Стайплер), он попросил привести ребенка к нему.
Встретившись с мальчиком, раввин сказал: «Твой отец находится в мире истины, и ничто в мире не может сравниться с этим. Он не променял бы это ни на какие богатства. И вообще, все эти богатства нашего мира не имеют для него теперь никакой ценности. Единственное, что имеет для него особую ценность и связывает его с этим миром – это ты и твой Кадиш. С тех пор, как он ушел в тот мир, он ждет твоих слов. Твой Кадиш очень поможет ему и доставит настоящее удовольствие».
После этого Стайплер рассказал ему историю о раби Акиве и одном еврее, отец которого находился в Геиноме (Раби Акива предложил ему говорить Кадиш, чтобы избавить отца от мучений). Эта встреча очень повлияла на мальчика, и тот начал говорить Кадиш по отцу.