Уважение к отцу и матери – основа еврейской традиции

уважение к отцу и матери

Уважение к отцу и матери

Обязанность уважать и почитать родителей – основа еврейской традиции. Одно из Десяти Речений, данных Всевышним на горе Синай и написанных на скрижалях Завета, было именно об этом.

Первые пять Речений посвящены отношениям между человеком и Творцом, и предписание уважать отца и мать входит в их число. Тот, кто уважает своих родителей, уважает и Творца. Издревле считается, что настоящее благо и долголетие приходят туда, где уважительно относятся к своим родителям и старикам.

1. Написано в Торе: «Уважай отца и мать, и продлятся дни твоей жизни на земле, которую Господь Бог дает тебе» («Шмот», 20:12) и еще «Бойтесь (на иврите используется слово йира, то есть «трепет») матери и отца» («Ваикра», 19:3). Тора учит нас, что к родителям следует относиться с таким же уважением и почетом, как относятся к царям и правителям. Находясь рядом с царем, человек испытывает страх и трепет перед его величием: ведь от царя зависит его жизнь и жизнь всего народа. Исполняя заповедь «уважай отца и мать», человек открывает для себя особое понимание связи с Создателем, которого тоже называют «Отцом и Царем вселенной».

2. Тора обязывает человека уважать родителей и помогать им не только по причине того, что они привели его в этот мир, но и потому, что каждый человек обязан не забывать о добре, которое ему сделали. Поэтому помощь родителям также рассматривается как возвращение долга.

Это повеление относится к классу заповедей, смысл которых может постичь человеческий разум. Это одна из заповедей, которая особо выделена и у других народов, как основа и фундамент их культуры и правильных общественных отношений.
Известно также, что и у других народов принято вставать перед старцем или родителями.

Талмуд засвидетельствовал случай с неевреем по имени Дама бен Натина, показав тем самым, в какой степени уважение к родителям было распространено и среди других народов. Еврейские мудрецы пришли к Даме бен Натине, чтобы купить у него драгоценный камень для нагрудника первосвященника. Ключ от хранилища драгоценностей находился под подушкой у отца бен Натины, который в тот момент спал. Сын не был готов разбудить своего отца, чтобы вытащить ключ, даже за мешок
золота, который предлагали мудрецы.

3. Так как эта заповедь относится к классу «поддающиеся постижению разумом», не установлено никакого благословения при ее исполнении. Тем не менее, необходимо исполнять ее как всякую другую заповедь Всевышнего, ведь в действительности в каждой заповеди заложен тонкий разум и свет Творца, не поддающийся никакому анализу и сравнению. Лучше всего, когда к выполнению любой заповеди человека подталкивает любовь к Богу и чистая вера.

4. Эта заповедь не ограничена временем, и в ней нет каких-либо количественных ограничений. Поэтому каждый, кто старается сделать максимум, для того чтобы помочь родителям и порадовать их, получает за это большую награду и в этом, и в будущем мире.

***
Однажды сыновья праведного раввина Ицхака Соловейчика находились у него дома и рассказывали что-то веселое, с целью развлечь всех присутствующих. Когда вошел отец, все улыбки неожиданно исчезли, и присутствующие встали с трепетом в глазах. Отец заметил, насколько все резко изменилось, и шутливо сказал: «Когда приходит Ав – уменьшается радость и веселье» (игра слов: «Ав» – на иврите «отец», а также – название 5-го месяца, который ассоциируется у евреев с трауром в связи с разрушением Храма).

Мы выражаем глубокую признательность автору раву Ицхаку Сильверу за право пользоваться переводом его книги “Пути мира и добра” на русский язык.