Споры и разногласия – “Не будь как Корах и его сообщество”

разногласия

Споры и разногласия

1. Тора запрещает поддерживать тех, кто разжигает споры и занимается деятельностью, в результате которой умножаются раздоры и разногласия. По некоторым мнениям эта заповедь выводится из написанного в Торе («Бемидбар», 17:5) «Не будь как Корах и его сообщество». Кроме этого запрета, участие в спорах может привести и ко многим другим нарушениям Торы.

Эта заповедь касается как мужчин, так и женщин, и не ограничена местом или временем.

Родители обязаны воспитывать детей исполнять эту заповедь, и не разрешать им общаться с теми, кто часто ссорится, дерется и т.п. И, тем более, запрещается требовать от детей поддержать родителей в их ссоре с кем-либо. Если же отец (мать) сделал это, дети не обязаны слушаться их в этом вопросе. Наоборот, они должны постараться приложить все усилия, чтобы помирить родителей со второй стороной, и таким образом они выполнят сказанное в Торе: «Ищи мира и преследуй его».

2. Споры никогда не приводят к миру, поэтому в случае, когда люди не могут самостоятельно уладить свои разногласия, следует остановиться и попытаться найти третье лицо, то есть человека, который сможет рассудить спорящих. Если такого не нашли, нужно обратиться в бейт дин (еврейский суд).

Для того чтобы избежать споров и конфликтов, нужно вести себя спокойно и уравновешенно, не гневаться и не придираться к другим. Иногда человека просто вовлекают в чужие споры, а иногда его подталкивает собственный йецер а-ра (злое начало).

Следовательно, тот, кто хочет уберечь себя от споров и скандалов, должен все время следить за собой и делать все необходимое, чтобы избавиться от плохих качеств.

3. Написано в Торе («Дварим», 14:1): «Ло титгодеду». Мудрецы объясняют, что речь идет о запрете разделяться на группки (агудот). Поэтому, например, по некоторым мнениям, в одном городе не должно быть два бейт-дина, мудрецы которых следуют разным традициям, иначе это приведет к разделению и разногласиям.

Другие считают, что запрет распространяется только на тот случай, когда в городе есть всего один бейт-дин, в обязанности которого входит устанавливать законы и традиции в данном регионе. Если же существует группа людей, которая не следует его указаниям, это будет являться нарушением. Что же касается города, где есть два различных бейт-дина с разными обычаями, то в этом нет никакой проблемы. Закон следует данному мнению.

Мы выражаем глубокую признательность автору раву Ицхаку Сильверу за право пользоваться переводом его книги “Пути мира и добра” на русский язык.