Споры и разногласия – В прошлом и в наше время

споры

Споры и разногласия

4. Жена должна следовать традициям и обычаям, которых придерживается муж.

5. Человек, который приезжает в другой город или в другую страну, не должен нарушать законов, принятых в этом регионе. Если он приехал туда на короткое время, он должен придерживаться также и традиций своего города.

Даже если закон не запрещает определенного действия, но в этом месте люди устрожают и не делают этого, создав для себя дополнительную ограду закона, не следует на виду у них поступать по-другому.

****
Раби Авраам Мордехай Альтер (Гурский ребе, автор «Имрей Эмет») рассказывал такую притчу. Жил один богатый еврей. У него было две дочки. Дочки вышли замуж и поселились рядом с отцом. Он помогал им всем, чем можно, и очень часто дети трапезничали вместе с ним. Когда зятья приходили на обед, они сидели отдельно, потому что один из них ел молочные продукты, а другой – мясо. Через какое-то время доходы отца резко снизились, и он уже не мог кормить их ни мясом, ни сыром. На обед подавали хлеб и воду. Неожиданно отец заметил, что его зятья продолжают сидеть в разных углах, несмотря на то, что мясного и молочного на столе нет. Он подошел к ним и сказал: «Ладно, раньше вам приходилось сидеть отдельно из-за того, что нельзя есть мясное и молочное за одним столом. Но сейчас-то зачем?!»

Этой притчей раби Альтер хотел выразить то, что происходит в нашем поколении: «В давние времена многие люди посвящали свою жизнь настоящему служению, и, соответственно, разногласия и споры шли только вокруг тонких духовных вещей. И все эти разногласия касались только самих мудрецов. Сегодня же в религиозном мире борьба идет за простые элементарные вещи, которые в равной степени касаются всех евреев от мала до велика. Если так, никаких споров и разногласий быть не должно».

6. Написано в Торе («Шмот», 23:2): «Не следуй за большинством творить зло».

Из этого стиха учат, что нельзя поддерживать злодеев и присоединяться к людям, поддерживающим нарушителей закона. То же касается и группы людей, распространяющих сплетни и поддерживающих огонь конфликтов в еврейской общине.

Тот, кто распространяет сплетни и разжигает конфликты, не достоин почестей и уважения, даже если он занимает особое положение в обществе. В данном случае проявление почестей и уважения будет укреплять его позицию, что приведет к еще большему напряжению в общине.

7. Разрешается бороться против нарушителей закона и настраивать людей против них. Но при этом не следует преследовать их, ведь Всевышний всегда помогает тому, кого притесняют и преследуют, даже если он – раша (злодей, злостный нарушитель закона, плохой человек).

Мы выражаем глубокую признательность автору раву Ицхаку Сильверу за право пользоваться переводом его книги “Пути мира и добра” на русский язык.