Правила, которых необходимо придерживаться при поиске пары
15.
Если одна сторона скрывает явный недостаток, нет обязанности рассказывать о недостатках второй стороны, тем более, если речь идет о схожих недостатках (например, та же болезнь, но с другими осложнениями). Наоборот, иногда это может навредить. Это касается не только болезни или увечья, а также и мировоззрения, например, когда юноша зачитывается детективами и любовными романами в свободное от учебы время, а девушка не пунктуальна в вопросах скромности. Но в любом случае, в подобной ситуации следует обратиться за советом к мудрым и опытным раввинам – ведь очень часто речь идет о недостатках разной величины.
16.
Если вам стало известно, что узнав о некотором недостатке, юноша откажется от шидуха, не следует рассказывать все подробности, достаточно лишь предупредить его, что этот шидух ему не подходит. Но если юноша настаивает, разрешается объяснить ему, о каком недостатке идет речь, опять же не вдаваясь в подробности.
17.
Когда вас спрашивают о другом человеке, а вы не уверены в достоверности имеющийся у вас информации, следует ответить, что вы ничего не знаете, иначе ваши сомнения и колебания породят сомнения и подозрения у второй стороны. Но можно предупредить, что необходимо проверить некоторые вещи, и даже разрешается намекнуть какие именно (разумеется, без своей оценки).
18.
Недостаток, который после знакомства может показаться незначительным, иногда разрешается скрыть при начальном обсуждении шидуха. Есть также ситуации, когда мудрецы рекомендуют не рассказывать о недостатке даже после нескольких встреч. Это связано с тем, в какой степени для одной стороны этот недостаток является чем-то непреодолимым. В таких случаях желательно посоветоваться с компетентным раввином.
19.
Если вы подозреваете, что вам или другому человеку будет нанесен вред, после того как вы расскажете о некоторых недостатках заинтересованному лицу, нет обязанности делиться этой информацией (несмотря на то, что речь идет о заповеди).
Но если из-за вашего молчания еще больший ущерб будет нанесен одной из сторон (тому, кто спрашивает), необходимо посоветоваться с опытным раввином. Все зависит от величины ущерба. В ситуации, когда одна сторона при утечке информации получает незначительный ущерб, а вторая сторона при этом ставится под удар, в некоторых случаях, если есть возможность, рекомендуется пренебречь своими интересами и помочь другому человеку, то есть рассказать все необходимое.
20.
Если вы чувствуете ненависть или неприязнь к человеку, о котором вас расспрашивают, рассказывая о его недостатках, вы можете нарушить один из запретов Торы: ведь сейчас невольно вы вложите в свои слова все, что затаилось в вашем сердце (зло и ненависть). И все же мудрецы разрешают рассказывать то, что необходимо, если вы, хотя бы на время, избавили себя от некоторых помыслов относительно этого человека.
Здесь возникает вопрос: как же быть в таком случае, ведь далеко не каждый способен полностью избавиться от ненависти даже на короткое время?
На этот вопрос мудрецы отвечают следующим образом: «Тора не дана ангелам, а, значит, нельзя быть к человеку слишком требовательным (как к ангелу)». Даже если в сердце осталась тень ненависти, в случае необходимости разрешается рассказывать о недостатках, если эта информация может помочь другим людям создать семью.