Приветствие “Шалом” – Самый главный ключ

приветствие главный ключ

Приветствие

10. Нельзя приветствовать словом «шалом» людей, которые находятся в трауре. В некоторых общинах это правило действует даже в Шабат, когда обычаи траура не соблюдают прилюдно.

Также не приветствуют друг друга словом «шалом» Девятого Ава, поскольку это день скорби для всего еврейского народа. Но разрешается ответить на приветствие человека, который не знаком с этим законом.

11. Не принято, чтобы мужчина приветствовал женщину словом «шалом». Но некоторые знатоки законов Торы в нашем поколении разрешают это. Они объясняют это тем, что в наше время слово «шалом» для многих людей стало элементом этикета, и нет в этом особого проявления близости, даже когда обращаются к женщине. По той же причине разрешается также спрашивать мужа о здравии жены.

12. Если человек встретил своего близкого друга после тридцати дней разлуки, он произносит благословение шеэхеяну – (» …давший нам дожить до этого времени»). Если же они не виделись целый год, произносится благословение мехае аметим («…воскрешающий мертвых»). Но все это допускается только в случае, когда человек рад этой встрече. Есть мнение, что в наше время, если люди общались по телефону или переписывались, эти благословения при встрече не произносят.

****

Каждый, кто был знаком с равом Симхой, всегда преисполнялся радостью, когда кто-нибудь рядом произносил его имя. Рав Симха Гутнис всегда был улыбчив и излучал любовь. Он никого и никогда не обижал, и никому не удалось пробудить в нем плохие мысли и зависть. О раве Гутнисе говорили, что он обладает особыми способностями одарять любовью каждого встречного.

Его десятилетний внук Нахум был очень замкнутым и застенчивым ребенком, и рав Симха особенно заботился о нем, настолько, что тот тоже начал отвечать ему любовью и помогать другим. Однажды Нахум, придя в гости, сказал своему восьмидесятилетнему дедушке: «Эх, был бы у меня характер, как у тебя! Вся моя жизнь была бы другой…»

Дед поднял голову от книги, посмотрел на внука своими добрыми глазами, и сказал, указывая на диван: «Присядь, нам нужно поговорить».

Юный Нахум предположил, что сейчас дедушка снова будет говорить о том, как нужно приветствовать каждого человека.

Он очень часто повторял своим внукам: «Когда человек видит, что им интересуются и улыбаются ему, он ощущает, что ему рады, и контакт с ним имеет особую значимость. Именно так и сближаются сердца людей.

Заповеди, определяющие взаимоотношения между людьми, являются ключом ко всем другим заповедям, а приветствие и есть первый шаг к налаживанию хороших отношений между людьми. Приветствие – это самый главный ключ.

Очень часто люди оказываются в своем замкнутом пространстве и чувствуют себя одиноко, что приводит к разным нехорошим мыслям и подозрениям. Но все эти тучи рассеиваются очень быстро во время приятной встречи. Только представь, что всего лишь приветствие и улыбка могут избавить людей от ненависти, конфликтов, обмана! Кроме того, в такой ситуации гораздо легче объяснить человеку в чем его ошибка, ведь он готов слушать тебя. Приятные, короткие встречи могут избавить людей и от ненужных сплетен, ведь доброжелательность поможет человеку быть более сдержанным».

Однако вдруг Нахум обратил внимание, что выражение лица дедушки несколько отличается от обычного. Рав Симха начал рассказывать о себе в третьем лице, как будто раскрывая тайну.

«Симха Гутнис был очень замкнутым ребенком. Его одиночество и неуверенность в себе и были причиной грусти и недоверия к другим. У него не было друзей, с которыми он мог бы поделиться своими мыслями и переживаниями. Несмотря на то, что сам он не пытался строить отношения с другими и не спешил с улыбчивым приветствием, его ужасно огорчало, когда кто-то из знакомых, проходивший рядом, не здоровался с ним».

Нахум замер от удивления и любопытства: «Что, есть еще один Симха Гутнис, кроме дедушки? Ведь этот мальчик так похож на меня!».

Было видно, что эта история до сих пор волновала дедушку: его голос иногда вздрагивал, а глаза наполнялись слезами. Он продолжал: «Когда Симхе исполнилось тринадцать лет, родители организовали большую трапезу и пригласили всех родственников и друзей семьи. Одним из гостей на бар-мицве был главный раввин города. Это был очень мудрый и опытный человек. Он сел рядом с мальчиком и начал рассказывать об этом необыкновенном дне и о заповедях Торы. Затем он остановился, посмотрел на Симху и сказал: «Тебе нужно выбрать одну заповедь, которой ты будешь уделять особое внимание всю свою жизнь». У Симхи сразу возникла тысяча идей. Вариантов было много, но на чем остановиться?

«У меня есть предложение, – сказал мудрый раввин, – Пусть это будет заповедь о приветствии. При встрече с любым человеком всегда будь открытым и улыбчивым».

Симха постеснялся отказать уважаемому раввину. Он принял предложение, и с тех пор его жизнь стала меняться. Конечно, вначале эта заповедь требовала немалых усилий, но через некоторое время, заметив, что в этом нет ничего страшного, Симха почувствовал сильное облегчение. Постепенно изменилось и его окружение. У него появились друзья, многие из которых относились к нему с глубоким уважением и интересом».

После некоторой паузы рав Симха вернулся из своих воспоминаний и сказал Нахуму:

«Представляешь, какая ситуация получается. Допустим, у тебя есть один дальний знакомый, с которым ты обычно не здороваешься, а когда понадобились деньги, только он и оказался поблизости. Ты занял у него необходимую сумму, и почувствовал себя неловко. И вот идешь ты по улице, а он тебе навстречу. Захотелось тебе первым поздороваться, а тут вспоминаешь о запрете рибита[1]. Ты ведь никогда не приветствовал его первым, а сейчас вдруг в тебе «долг» заговорил. Деньги вернешь, а все что прибавится к деньгам, включая особую доброжелательность, будет выглядеть как рибит.

Расскажу тебе еще одну историю. Это произошло в Уругвае, где группа шойхетов (резников) занималась кошерным забоем скота. В конце дня один из них решил что-то проверить в холодильной камере и задержался там. Попытавшись выйти, он с ужасом обнаружил, что дверь закрыта. К тому времени все уже ушли, и на огромном складе остался один только сторож. Крики и попытки стучать в дверь не помогали. Казалось, шойхет обречен. Но вот сторож, с которым этот шойхет – единственный из всех – каждый день здоровался и прощался с улыбкой, запомнил его лицо и доброе отношение. Когда все покинули склад, сторож почувствовал, что ему чего-то не хватает. А! Сегодня вечером никто не сказал ему: «Шалом!» (В данном случае – до свидания.) Он сразу вспомнил о порядочном шойхете и позвонил начальнику группы. Тот проверил и убедился, что шойхет, действительно, не вернулся вместе со всеми. Несколько человек пошли обратно на склад и начали искать его, пока не нашли в холодильной камере, страшно замерзшего, но целого и невредимого.

Этот еврей следовал примеру великого раби Йоханана бен Закая, который всегда приветствовал каждого встречного.

А ведь всем было известно, что раби Йоханан был настолько погружен в изучение Торы, что даже в дороге он не проходил и четырех шагов без слов Торы. Как ты думаешь, сынок, что мы учим из этой истории?»

– Что эта награда за заповедь приветствовать других очень велика, она даже способна спасти жизнь человека! – сразу ответил Нахум.

– Нет! – улыбнулся дедушка, – То, что люди невероятно нуждаются в этих нескольких словах, кажущихся такими незначительными! Этот сторож каждый день ждал доброго слова: и утром, и вечером. Видишь эту книгу? Она называется «Авот де-раби Натан»[2]. Здесь в тринадцатой главе написано, что даже если человек одарил ближнего всеми благами мира, но сам он при этом смотрел в землю, и его слова были лишены человеческого тепла, весь этот дар ничего не стоит. И наоборот, когда человека встречают с улыбкой и теплом, он ощущает, как будто ему подарили все сокровища мира!»

Вечером Нахум вернулся домой, открыл дверь, но вместо того, чтобы, как обычно, сразу проскользнуть в свою комнату, он собрался с силами, повернулся к присутствующим и звонким голосом произнес заветное слово «Шалом!»

Мы выражаем глубокую признательность автору раву Ицхаку Сильверу за право пользоваться переводом его книги “Пути мира и добра” на русский язык.

 


  1. Рибит- запрет давать и брать ссуды под проценты
  2. Расширенный вариант трактата «Авот», не вошедший в Талмуд, но очень почитаемый в среде знатоков Торы.