Отношение к мудрецам и старцам
4. Талмуд говорит, что главный учитель – тот, от которого человек получил большую часть духовных знаний или ключи к их постижению. Он достоин большего уважения, чем отец, ведь отец приводит человека в этот мир, в то время как Учитель приводит его к исправлению и открывает ему врата в будущий мир.
5. Известный мудрец и праведник, который славится своими познаниями в Торе и превосходит в этом других, тоже достоин особого уважения, и он приравнивается к главному учителю.
6. На обочине лежали три вещи: одну потерял учитель, другую отец, третью он сам. Если у него нет времени взять сразу все вещи, чтобы вернуть хозяевам, а только одну (например, если человек в дороге и от него зависит судьба всех участников экспедиции), то нужно взять только то, что принадлежит ему самому. Если есть только две вещи: одна принадлежит отцу, а другая – главному учителю, то, в первую очередь, нужно вернуть ту, что принадлежит учителю.
То же касается ситуации, когда главный учитель и отец находятся в плену, и по какой-то причине он не может освободить (выкупить) их обоих сразу. В данном случае, в первую очередь, нужно освободить своего учителя. Закон о первенстве применяется и к законам о помощи ближнему, например, при погрузке или разгрузке, когда один человек не может с легкостью справиться с задачей.
Однако если отец тоже владеет мудростью Торы, то предпочтение отдается ему.
7. Если отец оплачивает обучение сына, учитель, который берет деньги за обучение, становится на второе место, и, соответственно, помочь в первую очередь нужно будет не ему, а отцу.
Если же и без этих денег учитель продолжал бы свои уроки, он остается на первом месте.
8. Тот, кто отрицает слова учителя, оспаривает их с целью унизить его или просто ругается с ним, приравнивается к восставшему против Шехины (Божественного Присутствия). Тот, кто плохо думает о своем учителе или другом мудреце Торы, как будто плохо думает о самом Всевышнем. Если кто-то пренебрежительно относится к мудрецам Торы – Шехина покидает народ Израиля.
9. Запрещается отвечать людям на сложные вопросы по алахе или преподавать без согласия своего учителя, даже если ученик находится в другой стране, а, тем более, запрещено это делать в присутствии учителя. Если же ученик оказался в месте, где люди нарушают запреты (по незнанию), разрешается обучать их элементарным вещам, чтобы предотвратить нарушения.