Отношение к мудрецам и старцам – Перед сединой вставай

Перед сединой вставай

Встреча и приветствие

30. Написано в Торе («Ваикра», 19-32): «Перед сединой вставай и почитай старца…». Из этого стиха выводится повелительная заповедь вставать при встрече с мудрецом Торы.

Эта заповедь также обязывает вставать при виде пожилого человека (старше 70 лет), даже если он не владеет Торой.

31. Этого правила должны придерживаться и девушки, когда в класс входит их учительница.

32. Встать перед мудрецом или старцем нужно только в тот момент, когда тот приближается к вам на расстояние 4-х ама (2-х метров), – ведь именно тогда видно, что вы делаете это в знак уважения к нему. Снова сесть можно, когда он пройдет мимо.

33. Если речь идет о знаменитом мудреце или главном учителе, встать необходимо сразу, как только тот вошел в помещение или появился перед вашими глазами (даже вдалеке). Сесть разрешается после того, как он занял свое место или удалился.

34. Встать следует, даже если мудрец или старец проезжает на больничной коляске.

35. Запрещено закрывать глаза или отворачиваться, зная, что приближается раввин или старец, с целью освободиться от обязанности вставать.

36. Вставать необходимо только при встрече и расставаясь в этот день с учителем. Нет обязанности вставать каждый раз, когда проходит учитель, если рядом с вами нет других людей, не видевших, как вы встали при первой встрече с учителем.

37. Если учитель и ученик находятся в разных помещениях и видят друг друга только через окно или через отражение в зеркале, а также, если речь идет о площадках разной высоты, нет обязанности вставать.

38. Нет обязанности вставать, если учитель и ученик случайно встретились в уборной, бане или микве.

39. Есть мнение, что 9-го ава[1] нет обязанности вставать перед учителем, но уже давно существует традиция вставать из уважения даже в траурные дни.

40. Есть мнение, что тот, кто держит свиток Торы, тоже не обязан вставать перед своим учителем или другим мудрецом Торы.

41. Рабочие и ремесленники, занятые своим делом, не обязаны вставать, если это приведет к потерям или материальному ущербу. Если они работают на себя, то по желанию могут устрожить и встать из уважения к мудрецу Торы, однако наемным работникам запрещено устрожать, если это нанесет ущерб другим.

[1] День разрушения обоих Храмов, в этот день принято вести себя так, как будто только что потеряли своих близких – в полном трауре. Одним из элементов траура является отказ приветствовать других людей.

Мы выражаем глубокую признательность автору раву Ицхаку Сильверу за право пользоваться переводом его книги “Пути мира и добра” на русский язык.