Отношение к мудрецам и старцам – Как нельзя вести себя с учителем

как нельзя вести себя с учителем

Отношение к мудрецам и старцам

10. Запрещено называть своего раввина-учителя по имени даже после его смерти. Если рядом находится человек с таким же именем, как у учителя, нельзя звать того по имени. Он может попросить другого позвать его или позвать его, не называя имени, но так, чтобы не оскорбить его. Если же речь идет о редком и необычном имени, даже вне присутствия учителя не разрешается звать того человека по имени.

11. В отсутствии учителя разрешается говорить «мой учитель, раби […]» (и назвать имя учителя), но в его присутствии – только «раби», то есть «мой учитель», не упоминая имя.

12. Если учителем человека является его отец, разрешается звать его «ави» (мой отец).

13. В момент, когда человек здоровается со своим учителем или трапезничает с ним, в его душе должен быть трепет и чувство глубокого уважения.

14. Не может ученик сесть в присутствии своего учителя, не получив на это разрешения. Того же правила придерживаются при вставании.

15. Уходя от учителя, нельзя поворачиваться к нему спиной. Перед тем как выехать из города, нужно попросить разрешения (и благословения) у своего учителя.

16. Нельзя снимать тфилин, находясь перед учителем.

17. Нельзя заходить в микву[1] или в баню вместе со своим учителем, если он не нуждается в помощи.

18. Нельзя во время молитвы становиться за спиной учителя или впереди него. В пределах 4-х амот (2-х метров) нельзя также молиться справа или слева от него.

19. Запрещено садиться на место, предназначенное учителю (например, его стул, или место, с которого он обычно ведет урок).

20. Нельзя опровергать его доводы или говорить обратное, если это выходит за рамки процесса обучения.

21. При входе в помещение первому дают войти учителю или старшему по возрасту.

22. Когда идут с учителем или другим знатоком Торы, то следуют не вровень с ним, но немного сзади, слева. Если учеников двое, то старший ученик должен идти справа, а младший – слева.

23. Тот, кто увидел, что его учитель нарушает запрет, должен очень вежливо и осторожно предупредить его и указать на ошибку, сославшись, например, на его же слова.

24. Если он не знает, является ли это действие нарушением, но ему кажется, что дело касается запрета Торы, нужно обратиться к нему до того, как учитель совершит этот поступок.

Но если ему кажется, что речь идет о запрете мудрецов, лучше обратиться к нему потом.

25. Ученик должен во всем помогать своему учителю.

Это касается и обязанностей, которые обычно выполняет слуга. Запрещено лишать ученика этой возможности, ведь через эти вещи он может получить особую чувствительность к духовному и более глубокое понимание Торы.

26. Многое из того, что перечислено выше, сказано только относительно главного учителя, от которого ученик получил большую часть познаний в письменной и устной Торе. При этом не обязательно, чтобы он получил от него навыки глубокого и детального анализа (пильпуля). Главное – если он получил от учителя умение правильно разобрать материал, не отклоняясь от закона и традиции.

27. Учитель может отказаться от всевозможных почестей и предложений о помощи, но при этом заповедь уважать мудрецов не аннулируется, – ведь даже если человек не делает ничего и не оказывает никакой услуги, у него остается уважение и трепет по отношению к учителю, а также желание в любой момент исполнить его волю.

28. Даже если ученик превзошел своего учителя и по знаниям, и по способностям анализа, (например, если речь идет об учителе начальных классов) он обязан уважать его на протяжении всей жизни.

29. Один из важных обычаев – навещать своего учителя в праздники. Если ученик живет в соседнем городе, следует приходить к учителю раз в неделю или хотя бы раз в месяц. Если они находятся в одном городе, следует навещать его каждый день.

[1] Бассейн для ритуальных окунаний.

Мы выражаем глубокую признательность автору раву Ицхаку Сильверу за право пользоваться переводом его книги “Пути мира и добра” на русский язык.