Отдаляйся от лжи – Честность

честность

Отдаляться от лжи

6. Когда рассказывают о ком-нибудь, то, хотя сама история может быть достоверной и пересказанной правильно, следует учитывать, когда, в какой ситуации и в каком кругу вы решили поделиться ею. Например, если сказать о ком-то: «Он не продал свой хамец[1] (квасное)» – для многих это может означать, что тот, о ком идет речь, не соблюдает законов Песаха. А ведь может быть, он на самом деле не продал хамец, но лишь потому, что в доме ничего квасного не осталось! Кроме запрета злословия здесь нарушается и запрет «отдаляйся от лжи».

7. Если специально искажают вещи для того, чтобы рассмешить людей, и все об этом знают, например, в рамках развлекательной программы, запрет не нарушается. Особо праведные люди, следующие качеству хасидута, стараются отдаляться от шуток и представлений, основанных на подтасовке фактов, – ведь иногда можно воспринять шутку всерьез.

8. Праведные люди стараются следить за чистотой мысли и не позволять себе обдумывать какие-то ложные идеи и лгать даже мысленно. Ведь наши мысли постепенно превращаются в чувства, а те, в свою очередь, подталкивают нас к действию.

****
Раби Яаков Каменецкий был очень мудрым и порядочным человеком. Все, кто знали его, чувствовали, какое отвращение он испытывал ко лжи и обману. По его словам, с тех пор как он вырос настолько, чтобы осознавать, что такое ложь, он ни разу в жизни не сказал неправды, и именно благодаря этому Всевышний подарил ему здоровье и долголетие.

Честность была заложена в нем настолько глубоко, что ему было очень тяжело понять своего учителя в хейдере, который иногда подозревал его в обмане (как и всех других детей) и даже наказывал его за это.

Когда Яакову было шестнадцать лет, его в числе других учеников пригласил на Пасхальный седер раби Натан Цви Финкель, которого называли Альтер из Слободки. На стол подали изделия из мацовой муки.

Юноша по каким-то причинам отнесся с недоверием к кошерности этих продуктов и решил их не есть. Когда его спросили, почему он не ест, он ответил, что не ест «маца шруя» – замоченную мацу. (Есть немало людей, которые устрожают и едят мацу в Песах лишь в ее исходном виде).

На самом деле в его доме никто не устрожал в вопросе «размоченной мацы», и, конечно, он сам все годы ел такую мацу. Но, поскольку он уже сказал людям, что не ест такие изделия в Песах, это стало для него новым правилом на всю жизнь. Женившись, он не требовал от домочадцев соблюдать это устрожение, но сам всегда выполнял то, что произнес когда-то, чтобы, не дай Бог, не оказалось, что он произнес неправду.

Рассказывают, что однажды рав Каменецкий получил повестку явиться в военкомат русской армии. Когда он прибыл, один из офицеров обвинил его в том, что за день до этого он уже был здесь, но под другим именем. Молодой человек ответил: «Я никогда в жизни не лгал». Его слова и серьезность настолько впечатлили офицеров, что те отпустили его.

Мы выражаем глубокую признательность автору раву Ицхаку Сильверу за право пользоваться переводом его книги “Пути мира и добра” на русский язык.

 


[1] В Песах квасное не должно оставаться во владении еврея. Избавиться от хамца можно разными способами, один из них – продажа его нееврею. После Песаха обычно неевреи с радостью продают его евреям обратно, так как получают больше того, что заплатили раньше, несмотря на это, в Песах хамец принадлежит им полностью, и они могут поступать с ним по своему усмотрению, даже если он продолжает храниться в доме еврея.