Отдаляться от лжи
12. Автору книги разрешено оставаться инкогнито и подписаться другим именем (псевдонимом), если в данное время это принято у писателей. Сегодня это считается вполне приемлемым и не несет в себе ничего негативного.
13. Запрещено приписывать к своему имени титулы и звания, которые человек не получил и не заслужил. (Например, приписывать к имени «профессор» или «доктор».)
14. Разрешается пользоваться примерами, основанными на вымышленных событиях, для того чтобы помочь другим воспринять смысл сказанного прежде. Но и здесь на каком-то этапе нужно пояснить, что речь не идет о реальных событиях.
15. Разрешается пригласить своего знакомого «на чашечку кофе», даже если вы собираетесь устроить большую трапезу в честь него и подать на стол множество яств. Праведные люди всегда говорят мало, а делают много. Можно сказать, что для многих это одна из принятых форм общения.
16. Запрет лгать не ограничен временем или местом, следовательно, и мужчины, и женщины, всегда должны следить за своей речью и приучать к этому своих детей.
17. Есть множество ситуаций, когда запрет «отдаляйся от лжи» переплетается с другими запретами:
а) Человеку не возвращают залог, утверждая, что его вещи никто не брал на хранение;
б) Не платят зарплату, утверждая, что тот не работал на данного хозяина или заработал гораздо меньше;
в) Не возвращают долг, утверждая, что в долг не брали.
В Торе эти действия относят к запрету («Ваикра», 19:11) «ло текахашу». Это выражение означает: «Не отказывайте другим, обманывая их». Тора особо выделяет случаи, в которых ложь смешивается с нанесением прямого ущерба.
То же касается лжесвидетельства и обмана при заключении торговых сделок. В «Шмот» (20:13) сказано: «Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством», (23:1) «Не разноси ложного слуха; не оказывай поддержки нечестивому, участвуя в ложном свидетельстве». В «Ваикра» (25:14) сказано: «И если будете продавать что-либо ближнему своему или покупать у него, не обманывайте друг друга». Здесь тоже используется особое выражение «аль тону», что означает не просто обман, но «невыгодную для партнера сделку».
18. Нельзя притворяться и выдавать себя за друга, чтобы войти в доверие к людям и пользоваться этим доверием для своих корыстных целей. Если человек войдет в доверие к кому-то, ему будет гораздо легче обманывать и вредить. Подобные действия мудрецы связывают с отрывком из книги царя Шломо «Мишлей» (12:22), где сказано: «Мерзость перед Господом – лживые уста…».
«Лживые уста» – это уже определение, которое указывает на негативное качество человека: выдавать себя за кого-то другого.
Даже если на данный момент он никому не наносит вреда, при этом он сам не отрицает, что при необходимости может воспользоваться своей близостью во вред.
19. Тора запрещает получать какое-либо благо, которое полагается другому, с помощью лжи и обмана. Мудрецы говорят, что каждый, кто так делает (махалиф бе-дибуро, букв. «обменивает свои слова») приравнивается к идолопоклоннику.
Мы выражаем глубокую признательность автору раву Ицхаку Сильверу за право пользоваться переводом его книги “Пути мира и добра” на русский язык.