Запрет обижать и причинять страдания (онаат дварим)
23. Запрещено без причины откладывать судебное разбирательство или не принимать человека, пришедшего за советом.
24. Запрет «онаа» усиливается, когда речь идет о герах (прозелитах), вдовах или сиротах. По поводу гера сказано: «Не обижай гера и не вреди ему». Этот запрет упоминается в Торе тридцать шесть раз. Насчет вдовы и сироты тоже сказано прямо: «Не обижай никакую вдову или сироту». Т.е. речь идет даже об обеспеченных людях, которых вдовство или сиротство делают очень ранимыми и беззащитными.
Тот, кто обижает гера, вдову или сироту, нарушает сразу несколько запретов Торы.
****
Рав Йеошуа Лейб Дискин переоборудовал одну комнату, чтобы пользоваться ею в Песах. Это была вторая кухня, которая открывалась только в дни Песаха. Каждый год там ставили новую печь, хотя сам рав Йеошуа Лейб ел мацу только в первую пасхальную ночь. Пшеницу тоже брали не простую. Ученики приносили пшеницу, которую скосили специально для приготовления мацы. Мешок с этой пшеницей хранился у одного из его близких учеников уже с начала лета. Этот мешок был подвешен на крюке, вбитом в потолок выше человеческого роста. До него не могли добраться даже самые проворные мыши.
Перед наступлением праздника ученик приносил мешок с зерном, и после тщательной проверки его перебирали. Воду приносили за два дня до Песаха из источника Моца (под Иерусалимом), а мацу пекли только перед наступлением праздника (эрев Песах). За всем процессом приготовления мацы следил сам рав Йеошуа Лейб.
Однажды его близкий ученик заболел и умер. Теперь нужно было решить, кто будет отвечать за хранение зерна. Ученики пришли сами спросить об этом, но рав Дискин попросил оставить мешок в том же месте. «Неужели вдова будет следить за зерном лучше, чем мы»? – спросили ученики. «В следующем году мы решим, у кого будет храниться зерно, но пока пусть все останется у нее, – ответил учитель. – Если вы сейчас придете, чтобы забрать мешок, это будет еще одним горьким воспоминанием о ее потере. Все наши устрожения не стоят одного ее маленького вздоха!»
****
Духовный наставник ешивы в г. Радине спросил Хафец Хаима, что делать с учеником, обидевшим вдову, у которой часто обедал. (В те времена в ешивах не было столовых, а ученики питались в семьях местных жителей.) Женщина рассказала, что юноша вел себя нагло, и ее очень ранило его поведение.
Наверняка произошел какой-то конфликт, но Хафец Хаим не стал разбираться в этом. Он был шокирован произошедшим до такой степени, что велел юноше оставить ешиву и вернуться домой, несмотря на то, что этот ученик считался одним из лучших. Наставник не мог понять, что заставило великого еврейского мудреца поступить с мальчиком так резко. Когда он спросил об этом, рав ответил: «Тот, кто грубит одинокой вдове, наверняка имеет хороший запас наглости и дурных качеств. А ведь мудрецы говорили: «Наглому человеку дорога в ад, а стыдливому – в рай». И все почему? Потому что стыдливый – даже если что-то натворил, еще есть надежда, что сделает тшуву, а наглый человек не сможет раскаяться!
25. Иногда наставник считает необходимым быть более строгим с некоторыми учениками, даже когда это касается гера, сироты или вдовы. В этом нет запрета, поскольку это делается для их же блага, чтобы научить их Торе или ремеслу. Однако желательно, несмотря ни на что, быть к ним все-таки более снисходительными.
26. Когда Тора говорит о сироте, имеется в виду ребенок, который растет без матери или без отца. До какого времени он называется «сиротой»? До тех пор пока он не вырастет настолько, что не будет нуждаться в помощи взрослого человека, а сам позаботится о себе. Когда Тора говорит о вдове, имеется в виду женщина любого возраста, т.к. все время, пока женщина не вышла замуж вторично, она чувствует себя очень несчастной.