«Квод а-бриет» – уважение к человеческой личности

уважение к человеческой личности

Запрет позорить и оскорблять (албанат паним)

1. «Квод а-бриёт» (уважение к человеческой личности) выдвигается в иудаизме на первый план.

Например, некоторые постановления мудрецов не вступают в силу, когда речь идет о гигиене и минимальных человеческих потребностях, а также в той ситуации, когда соблюдение этого постановления может привести к позору или вызовет чувство стыда.

Примеры:

а) Не запрещается в Шабат возвращаться домой в талите с порванными нитями цицит, если человек идет через «кармелит» (мудрецы не обязали при людях снимать его).

(Кармелит – это, например, море и долина, а также места, прилегающие к общественному владению, через которые не проходит большое количество людей. Статус этого владения отличается и от владения личного, и от общественного, и мудрецы запретили как выносить что-либо из кармелита и в личное владение, и в общественное, так и вносить что-либо в кармелит и из общественного владения, и из личного. Также они запретили переносить внутри кармелита любой предмет на расстояние 4-х локтей – как в общественном владении).

б) Если в Шабат человек обнаружил на себе одежду «килаим», т.е. из льна и шерсти вместе, что запрещено по закону Торы, разрешается вернуться домой, не снимая ее. (Однако это разрешение действует только в случае, если это «килаим» де-рабанан – по определению мудрецов)

в) В Шабат не запрещают переносить гладкие камни (в древности вместо туалетной бумаги пользовались гладкими круглыми камнями).

Что заставило великого рава Исраэля Салантера создать целую организацию, целью которой было внедрить в учебные заведения специальные уроки по мусару[1]?

Жил-был простой еврей. Он был сапожником, но удача повернулась к нему лицом, и он очень быстро разбогател. Когда он делал свадьбу своему сыну, то выбрал для церемонии самое престижное место в центре города, предназначавшееся для высших слоев общества. Местная «аристократия» была очень недовольна такой выходкой. Один из богачей решил напомнить бывшему сапожнику, где его настоящее место. Он подошел к нему во время хупы[2] с рваным сапогом в руке и спросил: «Сколько стоит это починить?». Когда раби Исраэль увидел такое ужасное проявление дурных моральных качеств, он решил всерьез заняться распространением мусара.

****
В Иерусалиме было принято, что в Шабат до захода солнца один из раввинов дает урок. Иногда урок затягивался и заканчивался уже после захода солнца, поэтому все старались помолиться дневную молитву, Минху, как можно раньше. Однажды на урок пришел раби рав Берл Кройзер. Он еще не успел помолиться Минху. Когда он увидел, что начинает темнеть, а урок не заканчивается, он решил выйти. Однако он не хотел помешать лектору и показать свое неуважение к нему, поэтому решил двигаться медленно и незаметно. На следующий день он направился с вопросом к Хазон Ишу: как правильно нужно было поступить в подобной ситуации?

Недолго думая, Хазон Иш ответил: «Я не понимаю, в чем вопрос! Показать свое неуважение к мудрецу и обидеть его – это ужасное нарушение. Конечно, нельзя было выходить».

Мы выражаем глубокую признательность автору раву Ицхаку Сильверу за право пользоваться переводом его книги “Пути мира и добра” на русский язык.

 

 


[1] Учение о нравственности и еврейской этике.

[2] Хупа – свадебный балдахин. Также этим словом обозначают саму свадебную
церемонию.