17. Повелительные заповеди, установленные мудрецами, это: посещать больных, утешать скорбящих, провожать умерших, помогать невесте в организации свадьбы, провожать гостей, заниматься всем, что необходимо для похорон: нести умершего, идти перед ним, оплакивать его, вырыть могилу и похоронить; радовать жениха и невесту и обеспечить все их нужды. Это заповеди гмилут хасадим, которые человек может выполнить лично, и для них не установлены ограничительные рамки.
Хотя вышеуказанные заповеди – это постановления мудрецов, все они включаются в заповедь любить ближнего как самого себя. Как говорится, все, что ты хотел бы, чтобы сделали тебе, делай для своих близких.
****
Хаим чувствовал себя одиноко в новой ешиве. У него не было друзей, и чувство одиночества переплеталось с грустью и разочарованием. В Шабат после третьей трапезы он принял решение оставить ешиву. После вечерней молитвы к Хаиму подошел Моше, который считался одним из сильных учеников, и предложил ему поучиться вместе. Это событие изменило ход событий. Подружившись с Моше, Хаим решил повременить со своим решением, а со временем сам стал одним из лучших учеников ешивы.
****
Однажды спросили у Хазон Иша, почему он так много времени уделяет другим людям, отвечая на их вопросы и выслушивая их просьбы. Он ответил: «Если бы у меня были деньги, я бы мог помогать людям материально. Но сейчас у меня такой возможности нет, поэтому я стараюсь помочь им другим способом». Известно, что даже в старости, несмотря на все уговоры близких родственников, он все время отказывался установить часы приема. «Как можно закрыть двери перед несчастными людьми или теми, кто приехал издалека?» – говорил он в ответ.
18. Если на одной дороге столкнулись люди, ведущие невесту, с людьми, провожающими мертвого в последний путь, пропускают вперед невесту. Если же людей недостаточно, чтобы выполнить обе заповеди, все направляются вначале на свадьбу, а затем возвращаются, чтобы похоронить умершего.
19. Если же невесту уже ввели под хупу, заповедь утешать скорбящих и организовать «трапезу скорбящего» получает предпочтение перед заповедью веселить жениха и невесту.
Все это имеет место в случае, если есть возможность выполнить обе заповеди одну за другой. Если же есть возможность выполнить лишь одну из этих заповедей, предпочтение дается заповеди веселить жениха и невесту.
20. Заповедь обрезания имеет предпочтение перед заповедью хоронить мертвых. Но если это мет мицва (т.е. человек, которого некому похоронить), обрезание откладывают на более позднее время, поскольку мет мицва отодвигает на второе место любые другие заповеди.
21. Заповедь утешать скорбящих имеет предпочтение по отношению к заповеди навещать больных. По одному из мнений, в случае, когда можно успеть сделать и то, и другое (в один день) следует вначале пойти проведать больного и постараться помочь ему всем необходимым.