Запрет позорить и оскорблять – Запрет давать клички и прозвища

прозвища

Запрет позорить и оскорблять (албанат паним)

6. Нельзя обращаться к ближнему по прозвищу, которое может его обидеть. Даже когда человек уже привык к нему, нельзя этого делать, если ваша цель – обидеть его. Хорошо поступает тот, кто не обзывает других людей прозвищами, даже если он не имеет в виду обидеть их. А лучше всего поступает тот, кто не называет никого даже необидным прозвищем. Мудрецы говорили, что тот, кто придумывает другому клички и прозвища вместо того, чтобы называть по имени, теряет свою долю в будущем мире.

****
Когда мы еще были совсем маленькие, у нас была учительница, которая помнила бабушку Товы. Тове дали это имя в честь бабушки. Иногда учительница по ошибке называла ее Гитл. (Имена Това и Гитл имеют одно и то же значение – «хорошая», только первое – на иврите, а второе – на идиш.) Това была ужасно смущена, потому что в Израиле многие дети стесняются своих имен или имен родственников, которые считаются устаревшими. С тех пор некоторые ученицы не переставали шутить над ней, называя Гитл, а ей это было очень неприятно.

7. Того, кто обзывает своего ближнего рабом, отстраняют от общины; того, кто обзывает своего ближнего мамзером (“незаконнорожденный”), наказывают бичеванием в бейт-дине. В некоторых случаях нарушитель по усмотрению бейт-дина может наказываться денежным штрафом.

8. Если человек говорит позорящие вещи о мудреце Торы (даже не в его присутствии), его отлучают от общины до тех пор, пока он не попросит прощения и пока мудрец не простит его. Кроме того, его могут обязать выплатить штраф. Если же он сделал это после смерти мудреца, остается только раскаяние.

9. Когда обижают ближнего в присутствии мудреца, в синагоге или рядом со свитком Торы, это считается более грубым нарушением, чем если бы это происходило в другом месте и в другое время.

10. Иногда кантор, ведущий молитву в синагоге, или человек, который читает Тору, ошибается, и его сразу поправляют. В такой момент нужно быть сдержанным и не добавлять ненужных фраз и выкриков.

11. Иногда в компании друзья начинают отпускать шутки по поводу одного из присутствующих. Тот делает вид, что ему тоже смешно, но вполне вероятно, что на самом деле он испытывает боль. К сожалению, подобное случается очень часто, когда люди собираются вместе (например, в Пурим). Поэтому на подобных вечеринках и встречах следует проявлять большую осторожность – ведь таким образом можно с легкостью нарушить несколько строгих запретов.

****
Однажды раби из Гур (автор «Хидушей а-Рим») услышал, как один еврей называет слепого еврея кличкой «Слепой Нахман». В ужасе рав подошел к нему и спросил:

– Кто тебе разрешил так обращаться к ближнему?

Тот, пытаясь найти себе оправдание, ответил:

– Ну и что, его все так называют.

– Все? – возмутился раби. – Имей в виду, Геином (ад) очень большой, там хватит места для всех!

Мы выражаем глубокую признательность автору раву Ицхаку Сильверу за право пользоваться переводом его книги “Пути мира и добра” на русский язык.