Запрет напоминать о недостатке или потере

напоминать

Запрет обижать и причинять страдания (онаат дварим)

10. Человеку, у которого есть какая-то болезнь или физический недостаток, запрещено напоминать об этом. То же касается и человека, с которым происходят какие-то неприятные события (например, болеют или умирают близкие). Нельзя в подобных случаях говорить: «Если бы ты был достоин… если не было бы на вас греха, этого бы не случилось». Такие разговоры допускаются, только если необходимо помочь человеку раскаяться, но и тогда нужно быть более чем осторожным, чтобы не обидеть и не причинить страдания этому человеку.

****

Один из учеников раби Йехезкеля Абрамского после свадьбы переехал в другой город, далеко от своего учителя. И в течение многих лет так и не смог увидеться с ним. Но пришло время, и он все-таки отправился в путь. При встрече учитель спросил, как его дела, как поживают жена и дети. Ученик опустил голову: у него до сих пор не было детей.

Когда рав Йехезкель понял, какую ошибку он допустил, он побледнел и на секунду потерял дар речи.

Придя в себя, рав сказал: «Я обещаю тебе, что с этого дня я буду молиться за тебя три раза в день, чтобы Всевышний послал тебе потомство. А ты, пожалуйста, прости меня, за то, что я причинил тебе боль».

****

Однажды раби Йоханан [1], посмотрев на рава Каану, подумал, что тот насмехается над ним. Ему стало очень обидно, и как только мысли облачились в чувства, произошла трагедия, и рав Каана умер.

На самом деле рав Каана вовсе не насмехался: просто у него была особая мимика лица.

Из этого рассказа видно, что обида, вызванная некоей ошибкой воображения, тоже может привести к нехорошим последствиям, поэтому нужно стараться при общении избегать амбивалентных форм, содержащих в себе два противоположных значения.

****

Рав Хисда постился сорок дней из-за того, что рав Уна обиделся на него. В то же время сам рав Уна постился сорок дней из-за того, что в его сердце было некое подозрение по поводу рава Хисды.

17. Даже если человек не собирается обижать ближнего, в любом случае необходимо придерживаться правил, которые помогут отдалить вас от конфликтов и неприятностей, даже если это происходит непреднамеренно. Соответственно, необходимо следить, например, за тем, чтобы не разбудить спящего человека, не опережать стоящих в очереди, не курить рядом с другими людьми, не делать вещей, неприятных другим людям (например, плевать, ковырять в носу и т.п.). Все это способно вызвать отрицательные эмоции.

18. Когда из дома выносят больного, чтобы забрать его в больницу, не следует стоять рядом и пристально разглядывать. Это может быть очень неприятно самому больному или его родственникам.

19. Если человек плюнул на другого и попал на него, его наказывают денежным штрафом. Если же он попал только на одежду или просто обидел другого человека словами, то не обязан платить за моральный ущерб. Тем не менее, бейт-дин может ввести особые постановления и принять меры, чтобы создать дополнительную ограду закона и восстановить порядок. По некоторым мнениям, его могут отстранить от общины, до тех пор пока не извинится, или наказать плетьми.


[1] Рабби Йоханан – глава поколения в Земле Израиля в 3 в., составил Иерусалимский Талмуд. В дальнейших историях упомянуты другие мудрецы Талмуда.

Мы выражаем глубокую признательность автору раву Ицхаку Сильверу за право пользоваться переводом его книги “Пути мира и добра” на русский язык.