Заповедь навещать больных
16. Не сообщают больному о смерти близкого человека, пока тот не поправится. Даже если больному стало известно об этом, ему не делают крия (разреза на одежде), не оплакивают при нем мертвого. Все эти вещи могут очень сильно повлиять на состояние больного и навредить ему.
17. Если болезнь затягивается, приходят к больному и пытаются помочь ему вспомнить, кто должен ему деньги, и у кого он сам брал деньги в долг, чтобы в случае, если состояние ухудшится, знать, как устроить его дела. Но об этом нужно говорить очень осторожно, чтобы не напугать его.
18. Больной, состояние которого очень сильно ухудшилось, и есть основания полагать, что жить ему осталось совсем немного, должен сказать видуй (исповедь). Ведь тот, кто исповедуется, удостаивается доли в будущем мире. Не следует делать это в присутствии детей и женщин, чтобы их плач или страх не ускорил его смерть. Ему также говорят, что нужно попросить прощения у тех, кого он обидел и тех, кому он навредил. Смерть сама по себе, без прощения, не может стать искуплением.
Кроме того, ему советуют дать цдаку, а если он не соблюдал заповеди, считается большой мицвой помочь ему раскаяться и вернуться к вере в Творца.
19. Если тяжело больной не может сказать видуй вслух, ему говорят сделать это мысленно. Ему нужно сказать следующее: «Бог Всесильный, Бог моих отцов, в Твоих руках моя жизнь и Ты можешь излечить меня. Пошли мне полное выздоровление, но если я умру, пусть сама смерть искупит мои грехи. Ты же определи мне место в Ган-Эден[1], чтобы я продолжил жить и в мире грядущем, в мире праведных».
-
Райский сад, где пребывают души праведников.↑