Заповедь навещать больного – Когда навещать больного?

навещать больного

Заповедь навещать больных

11. Мудрецы учили, что лучше не навещать больного сразу утром в течение первых трех временных часов. Утром больной часто чувствует себя лучше (и выглядит лучше, чем на самом деле). Тот, кто навещает его в это время, может подумать, что за него уже не следует молиться так сильно, как раньше. Не стоит навещать больного и в течение последних трех временных часов, когда он уже устал, и его состояние значительно ухудшилось. Увидев больного в очень тяжелом положении, люди могут подумать, что за него уже не имеет смысла молиться.

Однако многие не придерживаются этих правил. Если вы можете навестить больного только в определенное время, даже когда тот выглядит не самым лучшим образом, лучше прийти, чем совсем отказаться от выполнения заповеди.

12. Когда молятся в присутствии больного, это можно делать на любом языке. Но находясь в другом месте, следует молиться за него на лашон а-кодеш (святом языке).

13. Когда молятся за больного в его присутствии, нет необходимости упоминать имя больного. Когда больного рядом нет, следует молиться за него, указывая его имя, упоминая при этом, что он является частью всех еврейских больных.

****

Однажды люди заметили, как великий раввин, Альтер из Слободки, стоит и молится возле дома одного из своих учеников. Его спросили, почему он стоит именно здесь, ведь молиться можно в любом месте. Он ответил: «Нам известно, что у него кто-то заболел. Каждый день мы встречаемся с ним в синагоге или в ешиве, и там мне гораздо труднее почувствовать, насколько ему тяжело. Вот поэтому я и пришел сюда».

14. Если в семье кто-то заболел, следует пойти к одному из мудрецов города и рассказать о случившемся, чтобы тот помолился за него. Есть также традиция благословлять всех больных в синагоге во время чтения свитка Торы (даже в Шабат).

15. Не навещают больных, у которых есть проблемы с кишечником или глазами, а также все те проблемы, из-за которых больной стесняется принимать у себя людей. То же касается болезни, при которой больному очень тяжело говорить с другими.

Но в таком случае приходят, чтобы проверить, есть ли у больного все необходимое, и, стоя рядом с его комнатой, помолиться за него.

****

Когда Альтер из Слободки узнавал о проблемах или плохом самочувствии одного из членов общины, он не мог найти себе покоя и все время молился за этого человека. Кроме этого, он специально посылал к нему людей, чтобы выяснить, чем можно ему помочь, и чего ему не хватает. Но и этого было недостаточно. Когда дело доходило до врачей, он пытался выяснить к кому именно лучше всего обратиться и какие лекарства нужно покупать. Если недуг приходил к одному из учеников ешивы, разговоры об этом заполняли дом и не сходили с его уст. Дело очень часто оборачивалось так, что рав отдавал свои деньги на необходимые расходы, даже когда денег на содержание ешивы практически не оставалось.

Когда он видел, что какой-то из учеников старается помочь больному, чем может, он очень ценил это, старался забыть все его проступки и всячески защищал его в разных конфликтных ситуациях. И, наоборот, если какой-то из учеников был безразличен к больным товарищам, он строго обращался к нему и напоминал, что тот, кто изучает Тору, должен быть более чутким и не знать покоя, когда рядом страдают люди.

Мы выражаем глубокую признательность автору раву Ицхаку Сильверу за право пользоваться переводом его книги “Пути мира и добра” на русский язык.