Гостеприимство – Трапеза с гостями

Трапеза с гостями

6. Когда начинается трапеза, хозяину предоставляется право произнести благословение и разрезать хлеб.

Когда хозяин сам делит и раздает еду гостям, вполне вероятно, что порции будут больше.

Не следует приглашать на трапезу больше людей, чем вы готовы принять на самом деле.

7. Во время еды не следует смотреть в тарелку гостю, чтобы тот не чувствовал себя скованно. Кроме того, во время трапезы следует быть спокойным и умиротворенным и создавать приятную атмосферу.

Если гости сказали хозяину что-то неприятное, не стоит обращать на это внимания, потому что в любом случае за прием гостей ему полагается большая награда Свыше.

Однажды рав Йосеф Дов Соловейчик приехал в еврейский городок Барановичи. Он направился искать гостиницу, о которой ему рассказали местные жители. Когда он вошел в дом, хозяин не узнал его. В тот момент он занимался приготовлениями к встрече знатного гостя – раби из Куйдинова, и поэтому разговор был очень краток: «Найди себе сам место, где сможешь», – сказал хозяин, продолжая наводить порядок. Неожиданно на пороге появился раби из Куйдинова, и, увидев рава Йосефа, сразу направился к нему. Его лицо отражало восторженность и трепет, и он оказал особое уважение раву Соловейчику. Хозяин дома понял, что за гость попал к нему, и очень смутился. Он решил смягчить ситуацию: подошел к раву Соловейчику, начал говорить с ним очень уважительным тоном, и предложил ему хорошую просторную комнату. «Теперь я понимаю, почему мы учим о заповеди принимать гостей именно у праотца Авраама, – сказал рав Йосеф Дов, – хотя Лот тоже принимал гостей, рискуя своей жизнью. Дело в том, что праотец Авраам с радостью принимал даже тех гостей, которые выглядели как идолопоклонники или как люди низкого сословия. Лот же с самого начала знал, что к нему пришли ангелы, и если бы мы приводили его в пример, можно бы было предположить, что следует оказывать особый прием только ангелам и великим праведникам, а не простым людям».

Существует особая заповедь устраивать трапезу в праздничные дни.

Рамбам пишет, что если человек закрывает дверь и наслаждается праздничной трапезой только со своими домашними (не позволяя при этом бедным войти и попросить еды), считается, что он не выполняет заповедь, а лишь наполняет свое брюхо. Поэтому в праздники нужно приглашать на трапезу бедных или хотя бы позаботиться, чтобы у них было все необходимое для проведения праздника.

Мы выражаем глубокую признательность автору раву Ицхаку Сильверу за право пользоваться переводом его книги “Пути мира и добра” на русский язык.