Заповедь навестить больного – Как часто?

навестить больного

Заповедь навещать больных

2. Близким родственникам и друзьям следует навестить больного в тот же день, как его состояние ухудшилось, а все остальные приходят через три дня. Если же состояние больного резко ухудшилось, заповедь навестить его (сразу) распространяется на всех.

3. Заповедь выполняется каждый раз, когда вы навещаете больного, даже если вы делаете это несколько раз в день. Однако при этом следует быть внимательным и следить за тем, чтобы не потревожить больного и не причинить ему неудобство.

4. Если речь идет о заразной болезни, заповедь лежит только на тех, в ком больной нуждается. Но и здесь все зависит от степени опасности заразиться. Если есть прямая угроза для жизни, нет обязанности посещать больного.

5. Не следует навещать своего недруга, чтобы тот не подумал, что человек рад его участи.

6. Когда приходят навестить больного, очень важно сидеть рядом с ним и общаться. Если же больной, по какой-то причине лежит на земле (на полу), не следует во время посещения сидеть возле него на стуле или другом высоком предмете. Мудрецы объясняют, что поскольку в изголовье больного находится Шехина (Божественное Присутствие), нужно вести себя особым образом и не «возвышаться» над ней.

7. Если сам человек не может прийти к больному, то, в крайнем случае, нужно послать к нему кого-то другого или хотя бы написать и позвонить ему.

****

Когда заболел знаменитый Раби из Александера (автор книги «Исмах Исраэль»), раби Авраам из Сохачова (автор книги «Авней Незер») послал к нему своего сына, чтобы тот навестил его. Он также попросил сына сказать, что выполняет поручение отца. После этого визита Раби из Александера сказал: «Написано, что сам Всевышний навещает больных, а, значит, заповедь нужно выполнять самому, а не через третье лицо. Но, наверняка, раби Авраам немолод и уже очень слаб, поэтому не смог прийти ко мне сам».

****

В городе Бриск проживал один еврей, который уделял особое внимание заповеди посещения больных. Проблема была только в том, что он оставался у больного слишком долго. Однажды об этом добром еврее услышал рав из Бриска, рав Хаим Соловейчик. Он вызвал его к себе и сказал: «Мудрецы учили нас, что навещая больного, мы «забираем» 1/60 его болезни. А теперь давай посчитаем, сколько свободного времени должно быть у больного, чтобы его успели навестить шестьдесят человек в день. Ему ведь, как и обычному здоровому человеку, нужно спать и есть, умываться и отдыхать… Получается, что на каждую встречу у него остается очень мало времени».

Мы выражаем глубокую признательность автору раву Ицхаку Сильверу за право пользоваться переводом его книги “Пути мира и добра” на русский язык.