«Приобретает она шерсть и лен и охотно занимается рукоделием»…
Есть довольно много работ, которые женщина не обязана выполнять сама. Ей достаточно отдать распоряжения, и все будет исполнено другими. Исключение — шитье одежды, особенно, если это работа с дорогими материалами (шерсть и лен всегда ценились высоко). Такая работа требует особого искусства и делается женщиной своими руками, «с желанием своих ладоней».
Хава, спровоцировав первый грех Человека, привела к тому, что людям понадобилась одежда. И теперь она этот грех исправляет. Вот почему в иудаизме женской профессией считается телех — веретено.
Согласно Мидраш аГадоль, вышеприведенный стих посвящен Лее. Ее потомки – левиты, от которых пошли коэны, священники. Левит Аарон стал первым Первосвященником. В его одежде для Служения должна была присутствовать смесь льна и шерсти (так называемый шаатнез, то, что обычному еврею запрещено). Эта смесь в одеждах Служения должна была искупить первое в мире убийство, совершенное из-за принесенной жертвы. (Каин убил младшего брата Эвеля, потому что Всевышний ответил на принесенную Эвелем жертву, принял ее, а жертву Каина — нет).
Корень греха — зависть старшего брата к младшему.
Как сказано в Торе, Каин принес свою жертву от плодов земли. У нас есть предание, что это был лен (так говорит Раши, и комментарии на Раши).
(Если воспользоваться системой милуй («добавка») и рассмотреть названия букв, из которых состоит слово корбан, жертва, получим, что две последние буквы образуют слово пиштан (лен). То, что пиштан стоит в конце слова корбан, указывает на то, что это как будто остаток. Действительно, Каин принес не отборное, «не почетное», а то, что осталось).
И с этого момента у первенцев появились проблемы. Всевышний делает так, что первенец в своих качествах всегда уступает второму сыну. Это необходимо, чтобы первенец исправлял себя — искоренял в себе зависть. (К сожалению, такая работа трудна, она совсем не всегда удается).
Примеры известны. Ишмаэль и Ицхак, потом Эйсав и Яаков, затем сыновья Яакова и Йосеф.
То же самое у детей Йосефа — Эфраима и Менаше. (Вспомните, как Яаков, благословляя, переставляет их местами и заставляет первого стать вторым).
Есть мнение, что, благословляя детей при наступлении субботы, мы вспоминаем Эфраима и Менаше именно потому, что это был первый случай, когда старший брат не стал завидовать младшему.
Второй подобный пример — Аарон и Моше. Вспомните, Всевышний отправляет Моше в Египет, чтобы он вывел еврейский народ из рабства. Моше не хочет идти, потому что считает себя не вправе: у него есть старший брат Аарон, – это миссия первенца. Всевышний успокаивает Моше: «Аарон будет рад за тебя и будет во всем тебе опорой!»
Аарону же Б-г говорит: «Ты сейчас исправил грех Каина. Поэтому ты и твои потомки могут носить лен и шерсть вместе».
Но есть и другое мнение, согласно которому речь в этом стихе идет о Саре.
Что значит «лен и шерсть»?
Символ Ицхака — барашек, принесенный вместо Ицхака в жертву. Шерсть — это то, что берут у овцы. Лен символизирует Ишмаэля, потому что мать Ишмаэля, Агарь, была египтянкой. Египет славился льном, его называли страной льна, там умели делать особо тонкий лен. (Египетские мумии обертывались льном).
Именно по этой причине, овечью шерсть запрещено смешивать с льняной нитью. Сара сказала: «Смесь льна и шерсти запрещена, Ицхак с Ишмаэлем не могут жить в одном доме».
«Она, подобно кораблям торговым, издалека приносит хлеб свой»…
Действительно, торговому кораблю приходится проделывать немалый и нелегкий путь, чтобы доставить в гавань нужный товар.
Так и Рахель, с которой связан этот стих, должна была пройти большой путь в молитве, прежде, чем смогла выпросить себе сына у Б-га. Подобно кораблю, одинокому в своем плавании, она тоже была одинока. Ей никто не помог, даже любимый муж. Когда она попросила его помолиться, чтоб Б-г дал ей сына, он ответил: «Я что, вместо Всевышнего?». Мидраш говорит, что о рождении Йосефа сказано: «И вспомнил Всевышний Рахель». (Рахель, а не Яакова!)
продолжение следует