«Поднимается она затемно, подает еду домашним своим и дает задания служанкам…
“Поднимается затемно”, – значит, когда еще ночь на дворе. Все, что связано с ночью в Эшет Хаиль, обязательно связано с дочерью фараона Батьей. Согласно одному из мнений, Батья постоянно гуляла по берегу Нила и имела на то свою причину. Она узнала, что отец приказал умерщвлять младенцев-иври, топя их в реке, – он этих младенцев боится, ему предсказали, что кто-то из них станет спасителем евреев. И Батья решила спасти спасителя — она должна была найти этого ребенка. И когда нашла, была счастлива.
Женщина, встающая затемно, не ленива (простое объяснение стиха). Хазон Иш говорит, что женщинам свойственны три плохих качества, очень мешающие им в браке: лень, плохое настроение и нервы.
Проблема в том, что, если женщина не ленива и энергична, она автоматически имеет повышенную нервозность. Быть одновременно не нервной и активной — невероятно трудно.
Еще один урок, который мы извлекаем из этого стиха: важно, чтобы женщина не все брала на себя, но умела делить обязанности, то есть «давать задания служанкам».
«Задумывает купить поле — и покупает его, на заработанное руками своими приобретает участок, устраивает на нем виноградник»…
По одному из мнений, речь идет о Йохевед, которая, принимая роды в Египте, рискуя собственной жизнью, спасала еврейских детей от уничтожения. Она буквально «своими руками посадила виноградник еврейского народа». (Во многих местах — и в псалмах, и у пророков, еврейский народ сравнивается с виноградником).
По другому мнению, этот стих говорит о Ривке. Глагол «задумывает» на иврите — замема. Однако это слово имеет и второе значение — «обуздывает». Поле в данном случае символизирует Эйсава, который называется человеком поля. Ривка действительно обуздала Эйсава и тем спасла Яакова, от которого пошел еврейский народ. То есть, можно сказать, что это Ривка посадила виноградник.
Поле нуждается в том, чтобы его засевали ежегодно — каждый год заново: виноградник разбивают однажды, и он приносит плоды много лет. Виноградник — классика, а поле — последний писк моды. Но мода устаревает и проходит, а классика остается. Эйсав, символизирующий западную культуру («свежие» взгляды и идеи) – это последний писк моды, а иудаизм – классика.
На этом пока остановимся и, даст Б-г, продолжим рассмотрение Эшет Хаиль в следующей статье.