Следующий стих Эшет Хаиль:
“Препоясана мощью, сильны руки ее…”
По преданию, это Мирьям. Почему? Подпоясывание в иудаизме означает силу, мощь, героизм; подпоясаться необходимо тому, кто должен проявить себя в достаточно сложной ситуации.
От Мирьям это потребовалось как минимум дважды: во-первых, когда она пошла против воли фараона, приказавшего уничтожать еврейских младенцев прямо в родах, и во-вторых, когда попросила отца пересмотреть решение о разводе с матерью. Ребенку очень сложно вмешиваться в отношения родителей. Но Мирьям вмешалась: «То, что ты делаешь, еще более тяжкое зло, чем то, что творит фараон, потому что его приказ направлен против одних только мальчиков, а ты не даешь родиться и мальчикам, и девочкам». И еще она сказала отцу, что он должен помнить: все его решения, это решения праведника, значит, они будут исполняться, а решения и приказы фараона-злодея, исполняться будут далеко не всеми. И еще она сказала: «Я вижу, от тебя родится тот, кто в будущем избавит еврейский народ от рабства». Отец прислушался к дочери и воссоединился с женой.
Но вот, ребенок родился, и все сначала обрадовались, а потом опечалились и спросили: «Мирьям, что будет с твоим пророчеством?»
Ее это тоже волновало. Спустя три месяца, младенца больше невозможно было скрывать, его отнесли на берег Нила. В Торе сказано: «Его сестра наблюдала издалека из зарослей на берегу». Почему наблюдала именно Мирьям, а не кто-то другой? Потому что именно она пошла «стоять над своим пророчеством» – оберегать пророчество, чувствуя ответственность за него.
Устное предание говорит, что каждый посук Эшет Хаиль относится также и к Саре. По окончании основного разбора, мы рассмотрим и эту связь. Сейчас скажем лишь, что когда к Аврааму пришли ангелы, он попросил жену испечь для них хлеб. Занявшись халами, Сара взяла на каждого гостя по одному сеа муки, всего три сеа. Это около 24 кг!
“Видя, что работа ее хороша, не гасит светильник всю ночь…”
Имеется в виду конкретная ночь.
По одному из мнений, речь идет о Батье, дочери фараона, и о той ночи, когда были умерщвлены все первенцы Египта (мужчины и женщины). Батья также была первым ребенком, и она должна была в эту ночь погибнуть. В своей книге «Мишлей» Шломо говорит, что «свеча Всевышнего» — душа человека. И то, что свеча не гаснет, подразумевает, что Батья останется в эту ночь живой.
Что значит, – «видела, что работа ее хороша»? Видела, что то, что она совершила, было особенно хорошо; она убедилась в этом воочию.
Поясним подробнее.
Сказано: когда Моше родился, Йохевед увидела, что он хорош, и прятала его три месяца. (Разумеется, все мамы считают, что их дети самые лучшие, но то, что увидела Йохевед, было особенно хорошо: ребенок родился обрезанным. Благодаря этому, он получил одно из своих имен — Тувья — «Хороший от Б-га»). И Батья, развернув одежки спасенного ребенка, увидела то же самое и поняла, что спасла не простого младенца, но особенного младенца, и потому ее душа не погаснет.
Есть также мнение, что приведенный стих говорит о Хане.
«Попробовала и увидела, что это хорошо» – имеется в виду молитва. Хана дала нам правила и темы молитвы. Ее сын Шмуэль, о рождении которого она молила Всевышнего, единственный, кто сравнивается с Моше и Аароном (в 99-м псалме, произносимом нами при встрече Субботы, сказано: Моше и Аарон — среди Его служителей, и Шмуэль — среди призывающих Его Имя (молящихся Ему)).
Поэтому и Шмуэль, сын Ханы, Тов — хороший, как и Моше.
Фраза — «Не погаснет ее свеча ночью» — перекликается с тем, что сказано в книге Шмуэль 1 (3 глава, 3 посук): «И светильник Б-жий еще не погас, а Шмуэль лежал в Храме Г-споднем, где Ковчег Б-жий». (Имеется в виду Мишкан Шило, находясь в котором, пророк Шмуэль получает пророчество).
продолжение следует