На прошлой неделе мы начали рассмотрение песни «Эшет Хаиль», сегодня вернемся к ней и постараемся разобрать более глубоко.
В любой вещи, имеющей некую протяженность, самое важное — начало и конец.
(Это касается, например, дороги, в которую нужно отправиться, но которую также нужно завершить, чтобы в конце пути попасть туда, куда собирался; это касается строительства Храма, и просто жилого здания, да и вообще, любого объекта; это касается приготовления пищи, беременности, возделывания поля… Уберите начало или конец, и у вас не останется ничего!)
Эшет Хаиль — конец Соломоновых притч. И это не случайность.
Как говорит устное предание, если у человека хорошая жена, то нет предела тому, сколько добра она для него сделает. Если жена плохая, то нет предела для зла, совершаемого ею по отношению к мужу.
На простом уровне Эшет Хаиль, конечно, символизирует Женщину. Но мы понимаем, что каждая вещь в притчах Шломо имеет и более глубокие уровни, целый ряд уровней.
Так, например, Тора, еврейский народ и душа сравниваются Шломо с женщиной. И то, что песнь Эшет Хаиль завершает книгу «Мишлей», как бы венчает ее, показывает, насколько важна в представлении Шломо Женщина.
Устное предание говорит, что в Эшет Хаиль каждая строка параллельна одной из наших праведниц.
Согласно еще одному преданию, Соломон включил в Мишлей некоторые вещи, сказанные до него. Так, по преданию, первым, кто произнес Эшет Хаиль, был Авраам, оплакивавший Сару.
Эшет Хаиль символизирует женщину, которая может все. Первый стих говорит о ней с восхищением.
«Кто найдет жену столь совершенную? Дороже жемчуга она ценою»…
Столь совершенна, что «дороже жемчуга»? Что означает это сравнение с жемчугом? Почему жемчуг меркнет перед женщиной?
На иврите жемчуг — пниним — то есть то, что внутри. Чтобы отыскать жемчуг, нужно нырнуть (вглубь, под толщу воды) и найти ракушку. Затем ракушку нужно раскрыть и извлечь на свет драгоценное зерно, жемчужину. Получается, жемчуг дважды внутри. Символ женщины — скромность, сокрытость. Она, та, которая все может, но не ставит себя впереди; она всегда остается в тени, внутри дома, семьи, — за своим мужем. Она активна и очень скромна.
Считается, что вопрос «кто найдет жену столь совершенную?» – намекает на жену Ноаха. В поколении Ноаха было почти невозможно найти подобную женщину-праведницу. Во время потопа она, а вместе с ней и невестки, должны были денно и нощно помогать Ноаху в его заботах о находящихся в Ковчеге животных. От них потребовались и праведность, и самоотверженный труд.
(Интересно, что Хаиль имеет гематрию 48; ту же гематрию, что и слово мозг (моах). Здесь кроется намек на то, что чаще всего женщина — мозг в своем доме, в своей семье).
«Уверено в ней сердце мужа ее: заработанное не будет растрачено. Воздает она ему добром, а не злом во все дни жизни своей»…
Сердце мужа может быть спокойно: ни в чем нехватки у него не будет. По преданию (по одному из мнений), этот стих подразумевает Сару. Даже тогда, когда ее дважды забирали от Авраама — первый раз в дом фараона, второй — в дом Авимелеха, царя Палестины, — сердце ее мужа было за нее спокойно, он был в ней уверен. Ни фараон, ни Авимелех не смели ее опорочить. Она находилась на таком высоком духовном уровне, что это было совершенно невозможно. При всем при том, она вышла от них с богатыми дарами.
«Воздает она ему добром, а не злом во все дни жизни своей»…
Задача крайне сложная… Практически невозможно делать одно только добро и не причинять при этом зла. В обычной жизни, если мы делаем что-то очень хорошо, чему-то другому обязательно не достает нашего внимания и сил.
(Вы пробовали приготовить роскошный обед и навести идеальный порядок в доме, одновременно?! Тогда вы знаете, что, если обед хорош, порядок будет наведен кое-как, или наоборот; быть во всем безупречной – может далеко не каждая женщина… Если я поворачиваюсь к кому-то лицом, то кому-то другому виден лишь мой затылок).
По мнению Мидраш а-Гадоль, эта строка подразумевает Ривку.
продолжение следует