“С веретеном в руках сидит за прялкой…”
Данный посук подразумевает Яэль. Когда к ней пришел Сисра, военачальник, преследуемый ополчением Двойры, и попросил воды, Яэль, вместо воды, дала ему молока, чтобы проверить, как он себя поведет. В нормальном состоянии тот, кто просил воды, но получил что-то другое, должен хотя бы удивиться. Сисра же выпил залпом и не заметил, что выпил. Не обратил никакого внимания! Из этого Яэль заключила, что дела его плохи, сознание помутилось, страх и долгое бегство лишили вменяемости.
Взрослому человеку не просто переварить молоко, как правило, оно лишает сил, вызывает сонливость. И когда Сисра засыпает, Яэль его убивает.
Для этого она использует кол.
Почему речь в посуке идет о веретене и прялке? Потому что нельзя женщине пользоваться мужским инструментом. Яэль не случайно не стала брать меч Сисры, хотя могла бы с легкостью это сделать. Но она не желала осквернять свои руки мужским оружием и воспользовалась тем, чем не пользуются мужчины. В результате, Яэль воспевается как женщина, «пославшая свои руки к женским инструментам». В песне, восхваляющей Яэль, дважды подчеркнуто: «женский инструмент». Сказано, что она будет благословлена во всех синагогах и шатрах Торы, потому что не нарушила запрета.
В книге Шофтим (5 глава, 24 стих) говорится: «Да будет благословенна среди жен Яэль, жена Хевера Кейнийца. Из жен в шатрах да будет она благословеннейшей».
Последней строкой Яэль сравнивается с праматерями. Почему? Чем жена Кейнийца заслужила такой почет?
Тем, что поступок ее особенный.
Если мы, делая что-то, знаем, что это правильно и что обязательно всеми будет одобрено, и, больше того, вызовет всеобщее восхищение, мы даже прославимся, – то каким бы тяжелым и трудным ни было совершаемое деяние, сознание его правильности и будущего успеха придают нам ощутимую дополнительную силу.
Однако бывает и по-другому: мы совершаем поступок и знаем, что он правильный, но нам хорошо известно, что люди потом не одобрят его, будут смотреть на нас свысока и сокрушаться, – ай! ай! ай! да что же ты? как можно было на такое пойти? Фи!
Сознание неизбежной непопулярности лишает сил и приводит к тому, что нам становится гораздо сложнее действовать.
Яэль убила Сисру. Это очень непросто. Убийство как таковое — деяние для женщины непопулярное. Для всех и каждого это повод высказать недоумение: как ты могла? Это же совсем не женское дело!
Но она пошла на это и постаралась все сделать по-женски. И потому будет благословлена превыше многих других женщин.
Сравнение Яэль с праматерями заслуженно. Сказано, что праматери «создавали еврейский народ в шатрах».
Это была нелегкая работа, иногда им приходилось уступать мужей другим женам, но они занимались абсолютно женским делом и знали, какую миссию выполняют.
Убийство — конечно не женское дело. Однако этим убийством Яэль спасла всех евреев. Наши праматери создавали народ, а Яэль его поддержала и сберегла.
продолжение следует