Если о Хульде «прямого текста» – всего две строки, то об Эстер – целая книга.
Ее еврейское имя Адаса, персидское Эстер, точнее Эстехар (Венера, Звезда, Та, что Сияет подобно Звезде).
Адаса в переводе с иврита мирт, растение с приятным запахом. Оба имени упоминаются в книге Эстер, в том месте, где речь идет о Мордехае (гл.2, строка 7): «И был он воспитателем Адасы, она же Эстер».
По устному преданию, в имени Мордехая также зашифровано ароматное вещество — мирра. Удивительное совпадение, не правда ли?
Эстер и Мордехай живут в эпоху, когда Всевышний желает, чтобы был построен Второй Храм, но народ еще не готов — недостаточно для этого исправлен. Исправление происходит за счет определенного воздействия, давления, испытаний, посланных Всевышним.
Вообще, в еврейском народе всегда есть много положительных качеств. Но они, к сожалению, часто спрятаны глубоко внутри и, чтобы «вытащить» их наружу, приходится прибегать к определенным действиям. И тут напрашивается аналогия с ароматным веществом. Приятный запах извлекают из него путем встряхивания, надавливания или трения. (Вспомните, чтобы листья свежей мяты стали сильнее пахнуть, их нужно помять пальцами, чтобы сухая гвоздика дала более явный аромат, ее нужно встряхнуть). Если вспомнить, что вся природа в той или иной степени наделена органами чувств, то и для листьев, и для сушенной гвоздики эти процедуры болезненны.
Что-то похожее Всевышний устраивает и с еврейским народом. Так было и в период пуримских событий: в результате испытания, подобного болезненному механическому воздействию, на авансцену Истории вышли Мордехай и Эстер (приятный аромат, благоухание) и увлекли за собой весь народ. Евреи исправляются.
Мирт зеленого цвета и, по преданию, кожа Эстер имела зеленоватый оттенок.
Между именами Эстер и Адаса нет общих букв, кроме «самех». О значении этой буквы мы говорили, когда занимались Йосефом. Напомню, она символизирует возможность человека закрыться от дурного внешнего влияния и сохранить внутреннюю целостность и чистоту.
Испытание Эстер, по преданию, зашифровано в Торе в словах Творца: «…и Я скрою Мое Лицо». Так Всевышний предупреждает Моше (Дварим 31, 17) о последствиях, которые постигнут евреев, если те сойдут с путей Г-спода.
На иврите корень персидского имени Эстер – лехастир – скрывать. Обычно, словами неивритского происхождения мы не занимаемся, не толкуем их, не комментируем. Исключение — те случаи, когда неивритские слова записаны в Торе. Как сказано, каждое слово Торы имеет 70 уровней смыслов, а потому каждое слово Торы мы имеем право комментировать и разбирать.
Эпоха Эстер – это время, когда Всевышний становится сокрытым для своего народа.
Ранее мы уже отмечали, что Эстер и Сара противоположны. Сара начинает плеяду женщин-пророчиц, Эстер ее завершает. Обе женщины оказываются в доме нееврейского царя. Но у Сары все замечательно и она выходит из нееврейского окружения победительницей, а Эстер будет заперта в золотую клетку до конца своих дней, она жертва. Ей дан этот самый «самех», чтобы выдержать дурное влияние и остаться собой. Сара начинает эпоху чудес, Эстер завершает.
После Эстер если чудо и произойдет, то только через посредников. Никаких ангелов, никаких прямых чудес, останутся только скрытые.
(Открытое чудо – это Ангел, указующий Аврааму на ягненка в кустах, уготовленного Вс-вышним в качестве жертвы, заменяющей Ицхака; это град с пылающим огнем внутри, это Нил, превращающийся в кровь, это рассечение моря… и т. д. и т. п., то есть все то, что противоречит законам природы; скрытые чудеса – это когда мы ведем себя по всем правилам материального мира, хлопочем о чем-то, прикладываем физические усилия, ходатайствуем, просим и даже, если необходимо, унижаемся…)
Авраам и Сара никогда не ходатайствует. Она выходит из дома фараона и из дома Авимелеха без всяких ходатайств. Сара рождается без матки, но рожает, благодаря чуду, в 90 лет, а Эстер не имеет физических изъянов, но не может быть матерью еврейских детей. Это ужасная судьба.
У Эстер нет родителей, Мордехай, ее дядя, берет ее к себе как дочь. (Есть мнение, что когда она выросла, он стал ей мужем).
Почему нам нужно знать, что Эстер сирота? Потому что это очень важно!
Для того, чтобы еврейский вождь мог быть вождем, он должен идеально относиться к своим родителям.
Если же Всевышний решает, что в тяжелый для евреев момент (то есть в момент, когда стоит вопрос о выживании) какая-то душа должна возглавить избранный народ, тогда Он отнимает у лидера его родителей и, таким образом, освобождает его от тяжелого выбора при построении правильных отношений с ними.
Т. к. Эстер предназначена спасти евреев от полного истребления, Всевышний отнимает у нее отца и мать. Отец Эстер умирает, когда она зачата, мать умирает в родах. (То же мы видим у Моше — он растет в доме фараона и если и бывает в гостях у родителей, то именно в гостях, и это совершенно не то, что жить в родительском доме. Таким образом видно, что Всевышний не обязательно отнимает родителей физически, иногда Он может просто разъединить их и ребенка).
По преданию, дошедшему до нас от Маймонида, Машиаху, который придет, вначале тоже будет неизвестно, кто его родители.
То, что Эстер сирота, облегчает ей состязание с Аманом. Аман – потомок Эйсава, имеющего величайшую заслугу в заповеди уважения к родителям. Эстер, лишенная родителей, непогрешима в данной заповеди, и это оставляет Амана без преимущества.