По преданию, она была сестрой той самой девушки из Шунема, которая была приближенной к царю в конце жизни царя Давида. (Обе были красавицами).
Женщина из Шунема называется еще и Великой (“большой”) Женщиной. И конечно, имеются в виду не физические данные, а духовные. Она была замужем, но бездетна. Они с мужем вели праведную жизнь, и пророк Элиша, нередко бывая в Шунеме, останавливался в их в доме, чтобы поесть.
Как-то раз Шунамит (“шунамитянка”) попросила мужа выделить в доме комнату для Элиши, чтобы человек Б-га мог не только есть, но и отдыхать с дороги. Они закрыли открытое место на втором этаже и превратили его в комнату. Женщина поставила в ней кровать, стул, стол и светильник, то есть все то, что необходимо, но ничего лишнего. Стул в ТАНАХе имеет особое значение. Сказано: поставила стул, а не табурет и не лавку. Обычно, стул (кисе) ставят для царя, это очень уважительная вещь.
С тех пор каждый раз, приходя в Шунем, Элиша останавливается в этом доме вместе со своим служкой Гехази (мы о нем говорили раньше, это один из семи людей, не имеющих Будущего Мира).
Шунамит мудрая женщина, она сразу замечает, что Гехази неприличный человек. Отсюда мы заключаем, что женщины понимают в гостях больше, чем мужчины. Об Элише она говорит (2-я Книга Царей, 4-я глава, 9-й посук): «Я знаю, что он (Элиша) – святой». Она говорит это только об Элише, но не о его служке. Вопрос, как она узнала о святости пророка? Говорится, что когда он ел, муха не пролетала над его головой.
Как-то раз Элиша прилег в своей комнате и попросил Гехази позвать хозяйку. Почему он не сделал этого сам? Потому что, по преданию, никогда не смотрел на лицо женщины.
Она пришла и встала в дверях.
– Ты сделала для нас так много! – сказал он ей. – Может быть, тебе нужна протекция, чтобы поговорить с царем или министром обороны? (Простое объяснение: у Элиши были связи в верхах; второе, более глубокое объяснение, царь – это Всевышний, а министр обороны – это правитель страны).
– Внутри своего народа я обитаю, – ответила Шунамит. (Это значит, она не хочет чудес, хочет жить, как все остальные люди, так как любое чудо выходит за грани природы; чудо — нестабильная вещь и через какое-то время оно исчезнет, все возвратится в свои естественные рамки).
И тогда Элиша задает вопрос служке:
– Что мы можем для нее сделать?
Гехази отвечает:
– Эта семья бездетна, а муж женщины очень стар.
– Через год в это же время будешь обнимать сына, – говорит Элиша Шунамит.
– Человек Б-га, не разочаровывай рабу твою. Когда ангелы пришли сказать такое Саре, они предупредили ее, что придут через год. А ты сразу говоришь мне о ребенке. Как это может быть?!
– Я человек, не ангел. Буду ли я жить через год, не знаю. Ангелы вечны, и они могли сказать, что придут через год. А я сразу тебе говорю, буду я жить или нет, ты родишь через год сына.
Как пишет автор комментария на Тору «Ор аХаим» (рабби Хаим бен Атар), ребенок нуждается и в отце, и в матери. Мать дает жизнь, отец продолжительность жизни. Если мать доминантна, есть сложности с рождением ребенка, и есть опасность, что жизнь его не будет продолжительной.
Но об этом в следующий раз…