Рицпа бат Ая – мужество перед лицом трагедии

Рицпа
Это еще одна выдающаяся женщина, о судьбе которой я бы хотела вам рассказать.

Она дважды упоминается в Танахе и оба раза — во Второй книге пророка Шмуэля. Первое упоминание находим в 12-й главе, строка 8, где от лица Вс-вышнего пророк говорит Давиду: «…и дал тебе Дом господина и жен господина твоего на лоно твое…» В иврите нет различия между множественным числом существительного «жена» и существительного «женщина».

Так что в этой фразе слово «жены» следует понимать, скорее, как женщины из Дома царя Шауля, то есть женщины его семьи. Известно, что дочь Шауля Михаль стала женой Давида. А кто еще? Устное предание говорит, что второй женщиной стала Рицпа бат Ая, наложница Шауля.

Чтобы читателю стало понятно, кто такая Рицпа, нужно обрисовать обстоятельства, в которых проявился ее характер.

На мой взгляд, это один из самых драматических моментов, описанных в Танахе.

В книге пророка Шмуэля (2, 21-я глава) и в книге пророка Йирмеяѓу рассказывается о тяжелейшем испытании, обрушившемся на Израиль под конец царствования Давида.

«И были во дни Давида засуха и голод три года»…

В 1-й год Давид, убежденный, что причина лежит в духовной сфере, собрал народ и выступил с речью: «Кто-то из сынов Израиля поклоняется идолам, и за это весь еврейский народ несет наказание». Отправил он людей своих на поиски, но не нашли они поклоняющихся идолам.

Во второй год засуха повторилась, за ней последовал голод. И Давид снова выступил с речью: «…прекратились дожди, и воды нет, но все равно еврейский народ не стесняется перед Б-гом и ведет себя, как падшая женщина» (Книга Йирмеяѓу 3,3).

Так значит, беда терзает страну из-за чьей-то нескромности?! Стали люди Давида искать, кто нескромен, не нашли.

А голод, к несчастью, продолжился еще и на 3-й год.

И тогда «…вопросил Давид Г-спода, в чем причина. И сказал Г-сподь: за Шауля это и за этот кровожадный дом (имеется в виду царствование Шауля), за то, что он умертвил гивонитян» (Шмуэль 2, гл.21, строка1).

Вспомним, кто такие гивонитяне, или, как их называют, — гивоним.

В книге Йеѓошуа (глава 9) находим ответ на этот вопрос.

«А жители Гивона (города на территории Эрец Исроэль) слышали, что сделал Йеѓошуа с Йерихо и Айем (речь идет о завоевании евреями Земли Обетованной и расположенных в ней городов), и поступили они хитро: пошли и прикинулись посланцами, и положили ветхие мешки на ослов своих, и мехи вина ветхие, лопнувшие и перевязанные, и одежда ветхая на них, и весь дорожный хлеб их был сухой и заплесневелый…»

На вопрос, откуда они пришли, ответили, что пришли из дальней страны, из такого далека, что мехи изодрались и одежда износилась, и что просят заключить с ними союз, и еще сказали, что хотят жить с евреями во имя еврейского Б-га, ибо слышали славу Его и все, что сделал Он в Египте, и все, что сделал Он двум царям эморийским… по ту сторону Иордана: Сихону, царю Хешбона, и Огу, царю Башана…

«…И заключили начальники и Йеѓошуа с ними союз, а Г-спода не спросили… и было, спустя три дня после этого, услышали, что они (гивоним) из местности близкой… и в их среде живут…»

То есть те, кого Б-г велел уничтожить, вырвали себе союз, а значит, и неприкосновенность, обманом. Три дня спустя исправлять ошибку было уже поздно, ибо клятву дали начальники Израиля, что с гивоним будут жить в союзе. «…И призвал их /обманщиков/ Йеѓошуа и сказал: для чего обманули вы нас, сказав: «Мы весьма далеко от вас», а ведь вы среди нас живете? А теперь прокляты вы!» И гивоним сознались в обмане своем, совершенном из страха, и не были умерщвлены.

По указу Йеѓошуа стали гивоним дровосеками и черпальщиками воды и прислужниками возле жертвенника (исполняющими самую грязную и унизительную работу)… И стали гивоним жить в городе Нов, там же, где жили священники Б-га, коѓены…

Позднее, царю Шаулю донесли, будто Давид, сын Ишая, вступил в сговор с Ахимэлэхом, правителем города Нов, чтобы сбросить с трона действующего царя. Шауль выступил в военный поход на Нов (Шмуэль 1, 22). В результате, по подозрению в заговоре, были зарезаны «острием меча» восемьдесят пять коѓаним, семеро гивоним, а также простые жители, как мужчины, так и женщины, как подростки, так и грудные младенцы, не говоря уже о домашнем скоте — волах, ослах и овцах.

Интересно, что со временем, когда Шауля уже не стало в этом мире, родственники убитых им коѓаним простили ему эту расправу, но гивоним — нет; они требовали мести.

Еще тогда, когда все это случилось, весть о трагедии в Нове повергла Давида в горе, он терзался чувством вины, считая, что именно он послужил причиной бойни. Читаем об этом там же, у Шмуэля (книга 1, гл.22, строки 20-23).

И совершенно понятно, почему, получив на Урим и Тумим (камнях, прикрепленных к нагруднику Первосвященника) ответ Вс-вышнего о причине засухи, Давид решает, что поскольку Шауля теперь не призовешь к ответу, действовать должен правящий царь, то есть сам Давид.

/Если мы кого-то задели, не дай Б-г, мы как будто становимся его подчиненными, и Всевышний относится к нам так, как хочет к нам относиться этот обиженный нами человек/.

Давид зовет гивоним и предлагает им откуп, какую угодно компенсацию, чтобы они простили еврейский народ и Шауля. Пусть скажут, сколько хотят получить – золотом, серебром… Но гивоним говорят, что не хотят ничего, но только повесить семерых потомков Шауля.

Гивоним – лишены еврейской черты милосердия, у них ее нет ни капли. После этих событий они ни под каким видом не могут жениться на еврейках.

У Давида ужасное состояние. Он теперь знает, что не будет дождя и евреи будут гибнуть от голода, пока он не договорится с гивоним. А те хотят крови. И тогда он берет двух сыновей своей жены Рицпы бат Ая, рожденных от Шауля, и еще пятерых детей Михаль, рожденных от Адриэля, и отдает их гивоним. (Из 2-й книги Шмуэля мы знаем, что не Михаль была замужем за Адриэлем, а ее сестра Мерав, но Мерав умерла рано и ее пятерых детей воспитывала Михаль в доме Давида, они были ею усыновлены и поэтому считались ее детьми).

Гивоним, получив от Давида детей, вешают их.

По еврейскому закону, если еврея казнят через повешение, он не может висеть дольше двух мгновений. И вообще, нет убийства через повешение. Сначала казнят, а потом вешают труп в знак унижения: вешают за мгновение до захода солнца и снимают через мгновение после захода.

Но гивоним казнили этих детей со всей кровожадностью мести: повесили в Песах и, пока не пошел дождь в Суккот, не сняли и не похоронили.

И тут Рицпа бат Ая, потерявшая двух своих детей, показала, кто она такая.

Облачившись в знак траура в рубище, она все это время находилась рядом с телами, укрывала их мешковиной и отгоняла хищных птиц день и ночь. Сколько мужества и душевной силы понадобилось матери, чтобы выдержать такие полгода!

Потом, когда пошел первый дождь, тела детей сняли и с огромным уважением похоронили.

…Иногда как доказательство того, что Рицпа бат Ая являлась женой царя Давида, приводится следующее соображение. По еврейскому закону, на бывшей жене царя, или на бывшей его наложнице, никто не вправе жениться, кроме царя. Так что, на этой женщине мог жениться только царь Давид.

продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.