Отличительные качества Ривки – ее мудрость и ее желание помогать людям, даже если это требует от нее очень больших усилий.
Вспомним, как Элиэзер с десятью верблюдами приходит в Харан и просит у Ривки дать ему напиться. Представьте себе картину. Крепкий мужчина в сопровождении свиты не менее крепких слуг (их было минимум десять, если считать по одному на верблюда) просит юную слабую девушку дать ему воды. Ну вот же источник. Ты, здоровенный дяденька, стоишь рядом с ним! Иди и начерпай! Или вели это сделать кому-то из твоих слуг! Так отреагировала бы нормальная девушка. …Ну, допустим, девушка не так воспитана. Хорошо! Как воспитанный человек она дала бы этому страннику чашу с водой. Но не предлагала бы воду его слугам! И, тем более, не поила бы чужих верблюдов!!!
По преданию, Ривка дала Элиэзеру отпить из своего очень большого кувшина. Нести домой кувшин, из которого пил чужой человек, она не хотела. Опорожнить кувшин, сполоснуть и набрать свежей воды она не могла. Ведь для этого ей нужно было вылить воду перед чужеземцем, прямо у него на глазах – ох, как невежливо! Что оставалось делать с этой водой? Она предложила ее слугам и верблюдам.
Ради того, чтобы быть вежливой, приятной и милой, Ривка готова была дополнительно основательно поработать. Элиэзер это понимает и потому так высоко ее ценит. Происходит то, о чем он просил в молитве. Эта девушка делает милость, но так деликатно и приятно, что эту милость легко принимать. (От неделикатного человека трудно принять даже крайне необходимые вещи).
Посмотрим, как проявляется мудрость Ривки?
Когда Элиэзер, утолив жажду, спрашивает, чья она дочь и есть ли в их доме место, чтобы переночевать, она отвечает сначала на первый вопрос и уже потом на второй.
Обычные люди делают наоборот: запоминают последний вопрос и на него отвечают. Рядовой человек сразу сделал бы вывод, что приезжий ищет место для ночлега, а о родителях спрашивает из вежливости. Но, на самом деле, о том, что важнее всего, мы спрашиваем в первую очередь, а о том, что менее важно, – во вторую. И Ривка это понимает! Она понимает, насколько важно, из чьего она дома, и первым делом отвечает: «Я дочь Бетуэля». Мудрость ее в том, чтобы ответить, не нарушая порядок вопросов. (Это же качество унаследует от матери и Яаков).
Ривка встречает Ицхака в особый момент его жизни: он – на пике, он подошел к своей второй духовной вершине и сейчас оставит след на все поколения евреев – впервые он выходит в поле молиться Минху. (Первый духовный пик у него – Акеда, когда он готов стать жертвой).
Ривка знает, что отец Ицхака величайший праведник, и мать величайшая праведница, и Ицхак сейчас на такой высоте! И Ривка, чьи родители далеко не приличные люди (по преданию, Бетуэль хотел отравить Элиэзера, но Вс-вышний помог, и злодей по ошибке сам принял яд), ощущает свою ущербность. Осиротевшая Ривка отослана из дома матерью и братом Лаваном, самым страшным злодеем всех времен. Это самоощущение влияет на ее будущие отношения с мужем.
Говорится, что Ицхак вводит молодую жену в шатер своей матери, любит ее и уважает так же, как уважал мать. Но она не чувствует себя равной Саре, и не чувствует равенство с Ицхаком – никогда.
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.