Ривка и пророчество о детях

пророчество о детях

…Чтобы портрет Ривки получился завершенным, нужно добавить к нему еще несколько важных штрихов.

Она, став женой Ицхака и войдя в шатер его матери, почувствовала себя ущербной. Разве ровня она, дочь злодея, покойной Саре и праведнику-Ицхаку? Она так и не смогла ничего с этим поделать, чувство духовного неравенства осталось на всю жизнь.

И это приводит к тому, что какая бы неприятность ни случилась, какая бы проблема ни возникла, Ривка считает во всем виноватой только себя. Из-за своего чувства неравенства ей не будет доставать смелости и решимости говорить с мужем прямо – так, как это обычно делала Сара. И поэтому Ривка будет идти за советом не к мужу, а к другим пророкам. (В отдельных случаях, это для женщины правильно). Так происходит и тогда, когда Ривка беременеет, и беременность ее протекает крайне тяжело. Она не знает, что с ней происходит, не знает, почему это так, думает, что, возможно, сама тому причиной. Она не может поговорить с Ицхаком и идет спросить Вс-вышнего. (По преданию, за ответом Творца она отправляется в Йешиву к Шему и Эверу, правнуку Шема). Там ей говорят, что у нее в утробе два народа, и что старший будет служить младшему.

После этого прийти к мужу и рассказать ему о чем-то, чего он не знает – невозможно. Он ведь пророк, великий пророк, гораздо больший, чем Эвер! Но он не знает! Как она может ему сказать?! Это просто смешно! А Ицхак остается в неведении, потому что Ривка его не спросила (если бы задала вопрос, он, скорее всего, получил бы ответ). И Вс-вышний пока скрывает от Ицхака то, что открыто Ривке, и получается, что она знает больше, чем муж… (Не вообще больше, но эту конкретную вещь). Для нее это очень трудная ситуация. По сути, трагедия. Ее знание давит на нее, как тяжкое бремя.

Подчеркнем: у Ицхака с Ривкой отношения совершенно не те, какие были у Сары и Авраама.

Ривка понимает однозначно, что пророчество о детях дано ей не просто так. Она должна с этим что-то сделать. Но что: И как? Чем больше проходит времени, чем старше становятся такие непохожие друг на друга сыновья, тем яснее видит Ривка, как реализуется это пророчество.

Как же ей быть?

Иногда женщина, не имея возможности сказать мужу о чем-то прямо или попросить его что-то сделать, ищет способ побудить его сделать то, что ей нужно, но так, чтобы он думал, будто реализует свое собственное желание.

Что делает Ривка? Переодевает Яакова в одежду Эйсава и шлет его к Ицхаку. Пусть Ицхак сам разберется, кто перед ним – Яаков или Эйсав, – и пусть он сам определит, заслуживает этот сын благословения или не заслуживает, и, если заслуживает, то какого. Когда Яаков приходит, Ицхак говорит: «Голос? Голос Яакова. А руки? Руки Эйсава». Вопрос, понимает ли Ицхак, кто перед ним, или нет? Он плохо видит, и пользуется всеми другими органами чувств – прислушивается, трогает, просит поцеловать. То есть для него важны и звук голоса, и запах, и ощущения от прикосновений… Он пробует опознать, кто перед ним. И приходит, в конечном итоге, к тому самому решению, которого от него хотела Ривка.

Тут нужно отметить, что разногласия между супругами не сводились только к тому, кто из сыновей должен получить духовное благословение. О духовном благословении вообще не было спора, оба считали, что оно положено Яакову. (Подтверждение видим в самом начале 28-го перека. После того, как Ицхак понял, что Яаков получил благословение переодетым, и после того, как Ицхак сказал Эйсаву, что у него больше нет благословений, он все-таки зовет к себе Яакова и благословляет его духовным благословением. Значит, оно у него было заранее запланировано для Яакова).

Итак, камень преткновения – не духовное благословение, а материальное: кому оно должно достаться?..

Кроме того, Ривка и Ицхак по-разному видят Эйсава. То, что у Ицхака слабые глаза, многие комментаторы объясняют как особенность его мировосприятия. Ицхак видит не реальное, а идеальное. И в своем сыне Эйсаве он видит будущего царя Давида… (Кстати, внешне Давид был очень похож на Эйсава. И духовно это был как бы исправленный Эйсав).

Но Ривка не просто считает, она знает, что Эйсав не внутри еврейского народа – абсолютно. Она также знает, что Яакову недостаточно одного лишь духовного благословения, ему нужно еще и материальное. Ривка не выгоняет Эйсава из дома (она не может этого сделать!), и праведнику Яакову приходится бежать, чтобы спастись.

Повторю: если мы не наказываем зло, то автоматически наказываем добро.

Продолжение следует

Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.