Продолжим разговор о Рахав и рассмотрим еще один аспект ее личности (и судьбы).
В Теѓилим (псалом 65) говорится: «Хвала тому, кого Ты выберешь и приблизишь».
Что царь Давид имеет в виду, и как это относится к Рахав? Мы не найдем ответа на вопрос, если не вдумаемся в смысл того, кто такой выбранный Б-гом человек и кто такой приближенный Б-гом.
Всех людей в этом мире можно достаточно четко разделить на тех, кого Всевышний выбрал, и тех, кого Он не выбрал; на тех, кого Он выбрал, но не приблизил, и тех, кого Он приблизил, но не выбрал. Есть такие люди, которых Он не выбрал и не приблизил, – мы о них говорить сейчас не будем. Но есть и такие люди, кого Он и выбрал, и приблизил.
Так, например, Авраhама Всевышний выбрал, но не приблизил. Авраhаму понадобилось выдержать 10 испытаний, чтобы приблизиться к Творцу.
С Яаковом и Давидом – то же самое. Они были избранны, но не приближены к Б-гу.
Брат Моше Аhарон начинает род священников – Всевышний его и выбрал, и приблизил.
Те, кого Всевышний не выбрал (они не родились евреями), но приблизил – это Итро и Рахав.
Итро становится тестем Моше, он приходит к Моше в стан и вносит свой вклад в Служение, которому посвящена жизнь Моше.
Рахав получает от Всевышнего помощь в виде испытания. Творец посылает ей трудный экзамен, выдержав который, она может приблизиться к Нему.
Не нужно думать, что приближение Рахав к Б-гу происходит легко и как будто само собой. Дескать, ее положение хозяйки гостиницы и ее статус и популярность в Иерихо обеспечили все, что нужно, чтобы история с преследуемыми разведчиками завершилась благополучно. Вовсе не каждый, рискуя собственной жизнью, способен укрыть преследуемых, обеспечить им безопасность, помочь спастись, а потом еще выдержать допрос спецслужб. И в том, что она, да, была способна и, да, все это выдержала — огромная заслуга самой Рахав. Эта заслуга была расценена Творцом как то, что Рахав сама себя к Нему приблизила! И хоть и не была избрана, она достигла того, что ее потомки смогли быть и избранными, и приближенными одновременно. Восемь пророков (они же священники), произошли от Рахав!
(По еврейскому закону, человек, сделавший гиюр, не может стать коhеном; а если это женщина, она не вправе выйти замуж за коhена; гер или гиёрет не может стать пророком. Значит, заслуга Рахав была столь велика, что все это оказалось возможным!!!)
Она родилась и жила вне рамок еврейского народа, но, с помощью Всевышнего, смогла войти в еврейский народ.
Ее потомки уже естественным образом были в самой сердцевине еврейского народа.