Отношения Авраама и Сары в какой-то мере равноправны. Намереваясь что-то сказать мужу, она говорит это прямо. Тора рассказывает о двух случаях, в которых Авраам послушен жене (о других случаях Тора не сообщает). В первый раз сказано просто – послушался; во второй раз – вмешался голос Б-га. (Обе ситуации для Авраама трудны чрезвычайно). Объясним, почему.
В иудаизме есть такие понятия как Союз Праотцев, Союз Праматерей и Союз Колен. Союз Праотцев стремится весь мир привести к добру. Союз Праматерей сохраняет то хорошее, что уже есть, – чтобы не испортилось. (О Союзе Колен мы сейчас говорить не будем, так как это не относится к нашей теме).
Сара сосредоточена на том, чтобы добро не испортилось. Когда она видит, как Ишмаэль, сын Авраама и Агарь, насмешничает, она говорит мужу: «Выгони его!»
Казалось бы, что тут такого? Ну, шутит подросток, ну веселится, подумаешь…
Ответить на этот вопрос не так легко, как может показаться.
Когда человек смеется? Когда произошло нечто настолько внезапное, что он не в состоянии переварить. Или случившееся слишком велико, и не укладывается в его сознании… В таких случаях реакция – либо плач, либо смех, и эти эмоции невозможно удержать внутри, они вырываются наружу.
Смех в Танахе обозначается одной из двух грамматических форм – «легкой» и «тяжелой». Легкая форма соответствует радости. Тяжелая – издевке. Там, где в Танахе мы встречаем тяжелую форму смеха, речь идет о трех самых тяжелых грехах – идолопоклонстве, кровосмешении и разврате. Эти вещи так сильно удивляют, настолько не укладываются в сознании людей, что вызывают смех, а точнее – насмешки. (Грехи «попроще» не удивляют: воровство вряд ли покажется кому-то смешным, или, например, ложь, или злословие…)
У нас есть предание, что Ишмаэль смеялся над Сарой, говоря, что Ицхак зачат ею от Авимелеха. На этом шутки его не исчерпывались. Он шел дальше – строил жертвенники идолам и приносил на них в жертву тараканов. «Как можно в доме Авраама строить жертвенники идолам?!» – спрашивали его окружающие. А он в ответ смеялся и говорил, что это же тараканы, и так он высмеивает идолов! Был у него и другой любимый способ посмеяться: он клал на голову четырехлетнего Ицхака яблоко и целился в него. Представьте состояние Сары, родившей ребенка в 90 лет!
«Выгони Ишмаэля!» – говорит она мужу. Для Авраама это почти невозможно. Он всю жизнь занимается тем, что приближает людей ко Вс-вышнему – ближних и дальних, своих и чужих! А сейчас жена требует выгнать родного ребенка! Но он слушается. Сара же, изгоняя Ишмаэля из дома, спасает двоих, Ицхака и самого Ишмаэля.
Человек так устроен, что никогда не чувствует себя плохим. Никогда в жизни! «Я хороший, меня просто неправильно поняли!» Ишмаэль искренне считает, что ничего дурного не делает. Подумаешь, ну раз пошутил, ну два… А когда Сара ему говорит, что это не шутки, и так вести себя отвратительно, – настолько, что он должен уйти из семьи, – она тем самым заставляет его задуматься и понять, что это действительно недопустимо.
По преданию, через какое-то время он возвращается в дом Авраама исправленным человеком! Для Ицхака изгнание Ишмаэля тоже большое благо. Благодаря решению Сары, Ицхак может остаться с родителями. В противном случае, он должен был бы уйти. Потому что, если не наказывают зло, автоматически наказывают добро.
(Случится похожая ситуация в следующем поколении – Ривка не выгонит Эйсава; уйти будет вынужден Яаков).
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.