Чтобы понять, кем была жена Овадьи, нужно нарисовать портрет ее мужа.
Овадья является человеком, нарушившим все устоявшиеся правила. Он был родом из Эдома и по рождению не был евреем, но сделал гиюр и служил управляющим во дворце царя Ахава, правителя Самарии.
Этот Ахав, далеко не праведник, имел жену Иезевель, которая, будучи от праведности еще дальше, демонстрировала ошеломляюще злодейские замашки.
Служа у столь особенных господ, Овадья сумел сохранить в себе духовную чистоту и праведность и достиг такого высокого уровня, что Всевышний одарил его даром пророчества.
Устное предание говорит, что пророком мог стать любой человек, как еврей, так и нееврей, но только до греха золотого тельца. После золотого тельца ситуация изменилась. Те неевреи, которые уже были пророками, ими и оставались, но стать новым пророком мог теперь только еврей. Б-г сделал так по личной просьбе Моше. Об этом, ссылаясь на устное предание, говорит в своей книге «Кузари» рабби Йеѓуда ѓа-Леви.
Овадья — единственный человек в мире, который этот барьер преодолел. Благодаря чему?
Царица Иезевель, супруга Ахава (и дочь царя Сидона), издала указ, согласно которому каждый пророк, получающий пророчества от Всевышнего, должен быть казнен. Одновременно с этим, пророки-идолопоклонники были у нее в фаворе, она их всячески поддерживала, они буквально ели с ее стола.
Идолопоклонство расцветает, пророк Элияѓу просит Всевышнего не давать дождя. В Самарии начинается и длится засуха, возникает страшный голод.
Овадья, спасая от неминуемой гибели 100 пророков Б-га, прячет их в двух пещерах (50 в одной и 50 в другой) и кормит их за свой личный счет, что в условиях голода очень и очень сложно.
Овадье удается обеспечивать пророков-праведников только хлебом и водой, другую пищу достать невозможно, но кроме того, он доставляет им оливковое масло, чтобы они могли освещать свои пещеры и не прекращали заниматься Торой.
На этот «проект» у Овадьи уходят все его сбережения. После чего он продает свою домашнюю утварь, какую только может продать. Когда и эти деньги заканчиваются, он берет в долг у наследника престола. И так как у него уже никакого имущества не осталось, ему нечего предложить в залог, кроме собственных детей, самого дорогого, что пока еще у него есть в этом мире. И он это делает. По-другому не может, потому что должен обеспечивать пророков, без него они погибнут: либо, сидя в пещерах, умрут от голода и жажды, либо, если выйдут, будут немедленно казнены по приказу царицы.
Согласно устному преданию, причина, по которой Овадья достиг уровня пророчества, заключалась в том, что он подвергал свою жизнь и жизни самых близких ему людей смертельной опасности во имя Б-га и Торы.
В Танахе его пророчество самое короткое, только одна глава, рассказывающая об Эдоме, стране, из которой он пришел. Мидраш говорит, что пророчество об Эйсаве (Эдоме) было дано Овадье именно потому, что он, подобно Эйсаву, не поддался влияниям (правда, Эйсав не поддавался хорошим влияниям и, выросший между двумя великими людьми — Ривкой и Ицхаком, — остался злодеем, а Овадья не поддался дурному влиянию Ахава, Иезевель и их окружения).
Овадья единственный человек, о котором Танах говорит: «Он боялся Всевышнего очень». Даже об Аврааме такого не говорится, но сказано просто: «боялся Всевышнего». Перевод имени Овадья – Раб Всевышнего.
продолжение следует