Читатели наверняка помнят, что каждая из женщин-пророчиц непременно была наделена каким-нибудь, хотя бы одним, но очень большим недостатком, изъяном.
Что касается Ханы, ее недостатки – бездетность и уродливое лицо. Когда, благословленная пророком Эли, она «исцеляется» от уродства, о ней говорят так: «Лицо ее более не было печально». Но это русский перевод, и не самый точный. Если с иврита перевести дословно, то «ее лицо не было больше…». Имеется в виду, что прежде она была похожа на обезьяну, а после это ушло, как страшный недуг, и больше недуга не было.
Но, несмотря на такую внешность, муж Ханы, Элькана, очень ее любил.
Прожив с ней 10 лет в браке, и так и не дождавшись от нее ребенка, он взял себе вторую жену — Пнину. (По еврейскому закону, если у пары в течение 10 лет нет детей, муж может развестись. В период, когда разрешено было многоженство, любящие мужья предпочитали не разводиться, а брать вторую жену, чтобы иметь потомство). Элькана, как человек очень правильный, понимал, что двум женам ужиться рядом будет непросто, и он нашел выход из положения, стал жить «на холмах». Комментаторы объясняют: Элькана, как заботливый муж, поселил Пнину на одном холме, а Хану на другом.
Встречались они три раза в год (есть мнение, что четыре), – когда приезжали в Храм. И тогда, по преданию, Пнина нервировала Хану. Об этом есть свидетельство в книге пророка Шмуэля (книга 1, глава 1, строка 6): «А соперница ее дразнила ее постоянно, побуждая роптать». Пнина словно издевалась над первой женой Эльканы, не упуская случая ее уколоть: «Ты уже купила сапожки для своего маленького сына? Ты приготовила еду, чтобы встретить ребенка из школы?» Подобные вопросы, заданные женщине, которая за 19 лет брака ни разу не рожала, очень больно ранят.
Но ведь Пнина для чего-то это делала? И, по дошедшим до нас сведениям, она не была злодейкой. Так для чего ей нужно было задавать такие бестактные вопросы? Оказывается, нужно было (ведь они встречались в Храме!), чтобы побудить Хану молиться о рождении ребенка.
Устное предание говорит, что Пнина не имела в виду ничего дурного и действовала только во имя Всевышнего. (Так зачастую работает и плохое начало — побуждает нас к борьбе с собой, а значит, и к духовному росту).
Понятно, как болезненно реагировала бездетная женщина на такие вопросы. По преданию, она с жаром молилась, но молитвы ее не сразу были услышаны Творцом. У Пнины уже было десятеро, а у Ханы — ни одного. Элькана утешал ее, говорил, что он для нее лучше, чем 10 детей. Потом, позже, уже имея детей и говоря с Творцом, Хана скажет: «Даже бесплодная может родить семерых, а многочадная изнемогает» (Шмуэль, кн.1, гл. 2, стр. 5).
О каких семерых детях идет речь? Мы знаем, что, по преданию, Хана родила трех сыновей, включая Шмуэля, и двух дочерей. Значит, пятерых! Но почему она говорит о семерых?
На этот счет есть различные комментарии. Вероятно, Хана имеет в виду физический мир, сотворенный за 7 дней. Родив Шмуэля, она воспринимает этот подарок с Небес как максимум того, о чем могла мечтать в этом мире. Кто-то из комментаторов обращает внимание на гематрию имени Шмуэль, она равна 377. Такова же гематрия слова «семеро».
Есть и другое объяснение, которое мы находим в устном предании: каждый раз, когда Хана рожала ребенка, у Пнины умирало двое. Никто, кроме Ханы и Пнины, не видел этой связи. Дети Пнины погибали от несчастных случаев, от болезней. Когда Хана забеременела в пятый раз, у Пнины в живых оставалось только двое из десятерых, и она упала перед Ханой и стала молить ее о спасении. Хана прониклась к Пнине жалостью и, придя в Храм, молила Б-га, чтобы сохранил жизнь оставшимся пнининым детям. Эти двое уцелели, но стали считаться как будто детьми Ханы. Вот и получается, – семеро.
Но почему Пнину постигло такое страшное горе, ведь она ничего дурного не сделала, а поддразнивая Хану, лишь побуждала ее еще жарче молиться?!
Да, это так. Но есть нюанс. И мы постараемся в нем разобраться. Все правильные поступки можно подразделить на два вида. К одному виду относятся действия, от совершения которых позволено испытывать удовольствие; ко второму виду относится то, от чего нельзя испытывать удовлетворение. Если, например, ты идешь на войну и должен убивать врага, это правильно. Но это не должно приносить удовольствие! Даже за минимальное удовольствие, которое ты, может быть, испытаешь при этом, на тебя налагается ответственность.
Издевки над Ханой Пнина позволяла себе во имя Всевышнего, она хотела привести Хану к молитве. Но все-таки, будучи второй женой, к тому же многодетной, она не смогла избежать хотя бы минимального чувства самодовольства и превосходства, за что понесла суровое наказание. (Что, кстати, говорит о ее высочайшем духовном уровне. Будь она уровнем ниже, такому суровому наказанию не подверглась бы!)