Чтобы наш разговор о Мирьям не остался незавершенным, необходимо к ее портрету добавить еще несколько важных штрихов.
В прошлый раз мы уже упомянули, что она одна из четырех женщин, о кончине которых Тора говорит прямо. Кроме того, известно, что так же, как Аарон и Моше, она умерла «от поцелуя Вс-вышнего». Более того, Мирьям входит в шестерку известных людей, над которыми не мог одержать победу Ангел Смерти. К этой особой группе относятся Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон и Мирьям. Она одна из семерых людей, над чьим телом не властен был тлен и черви. Седьмой в этой славной компании – Бецалель, строитель Мишкана.
Мирьям обладает особыми личными качествами, она – избранная. Из чего это вытекает?
Каждый раз, когда в еврейском народе намечаются какие-то особенно важные события, Вс-вышний присылает в этот мир трех еврейских вождей. Так было во время Изгнания и Исхода. Моше – вождь для элиты, Аарон – вождь простолюдинов, Мирьям – главная у женщин. К каждой из названных групп нужен был свой подход. Значит, стать лидером и повести за собой мог только тот, кто умеет говорить с людьми на их языке.
В период Египетского изгнания мужчины были полностью порабощены египтянами. Женщины – нет. Вообще, в отношении женщин египтяне вели определенную политику. Новорожденных мальчиков следовало кидать в воду, топить; девочек – нет. Еврейских женщин египтяне хотели сохранить. Почему? Потому что надеялись использовать их для себя, считали, что дамам будет неинтересно хранить верность своим порабощенным мужьям, они их бросят и уйдут к свободным и сильным египетским мужчинам, нарожают египетских детишек, чем сильно умножат египетский народ (о плодовитости евреек все знали не понаслышке). А еврейский народ, таким образом, сойдет на нет и будет полностью уничтожен.
Еврейские женщины обманули эти ожидания.
Мужей они не оставили, но, наоборот, заботясь о своей внешности, вызывали в своих измученных мужчинах настоящую страсть, чем, вопреки желанию египтян, укрепляли свой брак. Женщины знали, что если они будут иметь детей, им самим придется о детях заботиться, воспитывать, растить. И они шли на это.
Конечно, это было очень трудно. И, конечно, возникла нужда как-то организовать женскую взаимопомощь. И это тоже было сделано не без участия Мирьям и ее матери Йохевед.
Книга Шмот рассказывает о двух известных еврейских акушерках, чьи имена – Шифра и Пуа. По преданию, Шифра – это Йохевед, а Пуа – именно Мирьям. Женщины эти были храбрыми до отчаянного. Фараон дал им приказ, чтобы, принимая роды, они немедленно убивали появившихся на свет мальчиков. Но они этого не делали, отговариваясь тем, что еврейки сами рожают и не нуждаются в помощи акушерок. Конечно, это было ложью и, тем самым, они подвергали свою жизнь постоянной опасности.
По одному из мнений, Шифра и Пуа – египетские имена. В Египте, обычно, все имена содержали в себе какое-то количество букв из имени фараона. Фараоном был Паро. А начальником его стражи, – и вы конечно же это помните, потому что в его дом попал проданный в рабство Йосеф, – Потифар.
Буквы из имени Паро присутствуют и в именах Шифра и Пуа.
Значение имени Шифра – «улучшать». Улучшающие действия были частью ее работы. Во время появления младенца на свет, пока кости очень мягкие, некоторые дефекты можно исправить. По преданию, именно этим занималась Шифра (Йохевед). А Пуа (Мирьям) успокаивала детей, пела им песенки, колыбельные, заботясь, чтобы младенец был безмятежен.
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.