Сначала у нее два имени. Одно – Иска, второе – Сарай.
Имя Иска она носит, пока упоминается как дочь своего отца; Сарай – когда становится женой Аврама.
Если посмотрим на имена, сопутствующие ей на протяжении всей жизни, то обнаружим три имени. Иска (дочь), Сарай (жена), Сара (мать). Она не становится ни свекровью, ни бабушкой, поскольку умирает до того, как сын ее Ицхак берет себе жену.
Маѓараль говорит: у каждого человека есть «имя и фамилия».
Мужчина рождается и проживает свою жизнь под одним именем, как правило, не меняя фамилию. Женщина рождается и получает имя и фамилию от отца. Затем она выходит замуж, имя у нее остается, фамилия меняется – становится той же, что и у мужа. Жена берет фамилию мужа, потому что именно она должна (и способна) быть гибкой, именно на ней лежит ответственность за объединение семьи.
Иска – это то «я», которое у Сары не связано с мужем (оно символизирует уровень ее пророчества, кстати, более высокий, чем у мужа; в этом имени ее самостоятельность, никак не связанная с Авраѓамом). Сарай – имя, абсолютно связанное с мужем. Оно играет роль «измененной фамилии». Как только Аврам станет Авраѓамом, имя Сарай изменится на имя Сара.
Имя Иска никаким изменениям не подвергнется, оно не зависит от мужа.
Раши приводит три объяснения имени Иска:
1) пророчица, провидица (от слова видеть);
2) все на нее смотрели, так как она была очень красивой;
3) от слова “принцесса”, что созвучно с именем Сарай, означающим «моя министерша».
Обратите внимание! Практически каждой женщине присуще еще одно качество, еще одно состояние, о котором, в связи с Сарой, мы пока не упомянули. Речь идет о женщине-сестре. Нигде в прямом тексте мы не видим Сару в этой роли. Хотя, по преданию, она – сестра Лота (и, как и Лот, племянница Аврама). В самом конце главы Ноах читаем (11, 27-29): «А вот родословие Тераха (отца Аврама): Терах родил Аврама, Нахора и Ѓарана, а Ѓаран родил Лота. И умер Ѓаран при Терахе, отце своем, в стране рождения своего, в Ур-Касдиме. Аврам и Нахор взяли себе жен: имя жены Аврама Сарай, а имя жены Нахора – Милька, дочь Ѓарана, отца Мильки и отца Иски».
Почему Сара не видит себя сестрой Лота? Почему не чувствует родственной связи с ним? Да потому, что он совсем другой человек. Сара праведница, Лот нет. Он слишком любит деньги. Для него отказ от денег – немыслимое испытание. Правда, однажды он его выдерживает с честью, за что получает награду в этом мире – его не уничтожают вместе со Сдомом.
А трудно было Лоту невероятно.
Это случилось, когда из-за голода в Кнаане Аврам сошел в Египет и назвался братом Сары, опасаясь, что жена его очень привлекательна и не оставит египтян равнодушными – его они убьют, а ее заберут в наложницы. Сара действительно произвела впечатление, понравилась фараону, и была взята во дворец его, чуть ли не ему в жены.
Лот тяжело переживает. Он знает: стоит ему открыть рот и сказать, что на самом деле Аврам не брат Сары, – и Лот будет немедленно вознагражден, Аврама убьют и огромное богатство достанется не ему, а Лоту. Но он не произносит ни звука и этим спасает жизнь Аврама. А на фараона и на все его окружение обрушивается кара с Небес, Б-г поражает их страшными язвами. Фараон, узнав, что причина его страданий в Саре, в том, что он забрал ее во дворец, по-царски одаривает Аврама и выпроваживает из страны (вместе с Сарой, Лотом, слугами и домочадцами).
По этой причине Лот всюду и постоянно называется братом Авраѓама. Кроме того, по преданию, внешне они были похожи друг на друга.
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.