В 17-й главе 1-й Книги Царей есть история о женщине из города Царфат (Цар и фат переводится как «скудный хлеб»).
Все главные события в судьбе этой царфатянки разворачиваются в тот самый период, когда по просьбе пророка Элияѓу Творец замкнул небеса и перестал посылать на землю дожди. Началась небывалая засуха и, как следствие, голод.
Давайте подробнее остановимся на этом моменте и посмотрим не только на то, как развивались исторические события, но постараемся понять, какие причины за ними стояли. Это важно, поскольку рассказ о чьей-то судьбе не может быть полным, если детально не прорисован исторический фон.
К женщине из Царфата мы вернемся немного позже, а сейчас вспомним вот о чем.
Захватывая землю Израиля, Йеѓошуа начал с Иерихо. Во время штурма обрушились крепостные стены и стены домов, и Йеѓошуа объявил, что так должно остаться навечно: пусть это будет напоминанием всем поколениям.
«Никто не вправе восстанавливать этот город! – провозгласил Йеѓошуа. – А если кто-то посмеет, то, как только начнет, как только построит фундамент дома, потеряет старшего сына (потому что тот умрет!), и, по мере строительства, будут умирать и другие его сыновья; когда же дерзнувший поставит двери дома, умрет младший из его сыновей».
В течение многих столетий никто не рисковал приступить к строительству города. Пока не отыскался «смельчак» – человек по имени Хиэль из дома Эли, ближайший друг царя Ахава. Именно этот Хиэль взялся восстановить Иерихо (есть спор, тот ли это Иерихо, о котором у нас уже шла речь выше, или другой, но с тем же названием).
Когда Хиэль начинает строить, его старший сын умирает, когда он ставит в доме двери, умирает последний, самый младший.
Он сидит шива (в трауре) и, конечно, Ахав рядом с ним. В это время Всевышний велит пророку Элияѓу: «Иди, утешь его, вырази ему соболезнование». Элияѓу не соглашается: Творец, Ты знаешь мой характер! Я пойду и скажу не слова утешения, а слова правды! Скажу, какой он злодей и как он все это заслужил!» Всевышний настаивает: «Иди! За то, что пойдешь, все, что попросишь, дам тебе».
Пророк Элияѓу приходит к Хиэлю и говорит о том, как точно исполнилось предсказание Йеѓошуа: «Как он сказал, так и вышло. Фундамент – и гибнет твой первый сын, двери – гибнет последний!»
Услышав это, царь Ахав рассмеялся: «Да это же всего-навсего совпадение! Я могу доказать! Есть учитель евреев – Моше. Так? А Йеѓошуа – его ученик. И что получается, если поверить тому, что ты говоришь? Получается, что слово ученика весит больше, чем слово учителя. То, что сказал Йеѓошуа, исполнилось, а то, что сказал Моше нет? (Он имел в виду переданные через Моше слова Б-га: «Если вы будете послушны повелениям, которые Я даю вам сегодня: любить Г–спода Б-га вашего… то дам Я дожди земле вашей в срок…»). Вот, посуди сам, все забыли Б-га, а земля плодородна, есть дожди и есть хлеб! Посмотри на меня, я сыт и пьян, хоть и люблю идолов! Если слова вашего Моше не исполняются, значит, смерть сыновей Хиэля — случайность».
После этих слов царя пророк попросил Творца о засухе. И Творец дал ее!
продолжение следует