И вот теперь вернемся к рассказу о женщине из Царфата, который нам предстоит в этот раз завершить.
Итак, если вы помните, в ответ на насмешки и неверие царя Ахава пророк Элияѓу попросил у Творца засуху и засуха наступила. Нет дождя, голод. По всему Израилю и во всех государствах мира царь ищет «виновного». Он требует, чтобы всякий, кто обнаружит пророка Элияѓу, немедля выдал его для «справедливой» расправы.
Царь, разумеется, не считает себя виновным в том, что нет ни капли дождя, земля пересохла и разразился голод; виновен, по его глубокому убеждению, пророк Элияѓу.
И пророк, чтобы не быть пойманным и убитым, прячется в устье реки. Интересно, что пищу ему приносят вόроны: вечером и утром — хлеб и мясо с царского стола (тут есть разные мнения: возможно, пища была со стола Йосфата, царя Иудеи, праведника; возможно, со стола самого Ахава, который питался кошерно, поскольку кашрут соблюдался Овадьей, управлявшим всеми делами во дворце).
Но почему еду носят именно вόроны? Ворон в иудаизме — символ жестокости.
(Один из подвидов ворона вообще не выкармливает своих птенцов). Прибавьте к этому то, что вороны отвратительно каркают, их перья окрашены в траурный, черный, цвет, их пища – падаль.
То, что еду для Элияѓу носят вόроны, в виде намека содержит упрек, адресованный пророку: «Ты, Элияѓу, жесток. Ты хочешь заставить еврейский народ стать праведным, но то, как ты заставляешь его, слишком жестоко! Ведь всякое принуждение — уже жестокость. А тут такой голод!!!»
Карканье на иврите созвучно со словом «ложь», «неправда». «Неправда», шекер, имеет две последние буквы, которые можно прочесть как «кар» (ведь гласных в иврите нет).
Вода в устье реки, где прячется Элияѓу, высыхает. Так что прятаться дальше в этом месте уже невозможно. И тогда Всевышний велит пророку пойти в Царфат (город на севере Израиля), найти там вдову и попросить у нее напиться. Мы отмечали в прошлый раз, что слово Царфат можно перевести как «узкий (скудный) хлеб».
Элияѓу, выполняя наказ Творца, приходит в Царфат и находит женщину, собирающую хворост. Он подходит к ней, просит, чтобы дала ему попить.
Во время всякой засухи вода — огромная драгоценность, а во время такой — тем более. Однако женщина действительно дает Элияѓу воду. Попив, он просит хлеба.
Женщина говорит:
– В доме моем от всей муки – последняя горсть, есть совсем чуть-чуть масла, а больше ничего нет. Я вдова. Собираю хворост, чтобы в последний раз испечь хлеб для себя и своего единственного сына. А потом нам нечего будет есть. Потом — всё…
– Спеки сначала хлеб для меня, а из того, что останется, спечешь себе и сыну, – сказал ей пророк Элияѓу.
Мы можем только догадываться, чего бедной вдове стоило выполнить такую просьбу и какие душевные силы для этого понадобились! Но она сделала, как сказал пророк, и совершила великое исправление заповеди халы.
Женщины должны исправить три мицвы: мицву зажигания свечей, мицву халы (хлеба) и мицву чистоты еврейского дома.
Жене Авраѓама, Саре, удалось исправить все три. Хлеб ее не черствел от субботы до субботы, свечи горели всю неделю и над шатром стояло облако, обозначавшее Шхину, то есть присутствие Всевышнего, что свидетельствовало об исключительной чистоте семейных отношений.
Вдова из Царфата исправила только одну мицву — халу. Но за счет этого весь еврейский народ вновь получил еду. Засуха прекратилась.
В прошлый раз мы почти завершили рассказ о вдове из Царфата, однако есть еще несколько важных моментов, о которых нельзя не сказать. Если вы помните, во время засухи и голода она выполнила просьбу пророка Элияѓу и не только напоила его водой, но и испекла для него хлеб из последней горсти муки и капли масла.
То, что эта женщина совершила подвиг, думаю, ни у кого не вызывает сомнений. Но есть в ее акте самопожертвования и более глубокий смысл — смысл Служения.
Дело в том, что относительно происхождения пророка Элияѓу есть разные мнения: 1) он из колена Гада, 2) из колена Биньямина и 3) из колена Леви. Если правильно третье мнение, тогда пророк Элияѓу – Коѓен. Халу положено отдавать коѓену.
Всевышний делает так, что сын этой женщины умирает. Возникает вопрос: зачем Б-г убивает сына праведницы? За что ей это наказание?
На самом деле, смерть единственного ребенка вдовы нужна для того, чтобы прекратился голод.
Мы говорили ранее, что пророк Элияѓу получил один из трех или четырех ключей, которые всегда только в руках Всевышнего. Когда умирает сын, вдова говорит пророку, что он — причина ее горя. «Пока тебя не было рядом, я считалась самой большой праведницей. Но вот, ты пришел, и я в глазах Всевышнего перестала быть праведницей. Но разве я виновата, что ты, Элияѓу, рядом?!»
Какой смысл в сказанном вдовой? Это нужно понять: она оказалась рядом с Элияѓу и должна была у него чему-то научиться. Получается, не научилась и не возвысилась в присутствии пророка Б-га. И за это потеряла сына. Она говорит: «Ты пришел напомнить мой грех».
Тогда Элияѓу просит Всевышнего, чтобы умерший мальчик ожил. «Ты хочешь ключ оживления мертвых? – спрашивает Ашем пророка. – Но у тебя ключ от дождя! Реши, какой из ключей ты хочешь держать в своих руках. Двух ключей у тебя быть не может (чуть ли не больше, чем у Всевышнего)!»
Элияѓу возвращает Творцу ключ от дождя, через какое-то время идет дождь, засуха прекращается. Мальчика Элияѓу оживляет.
По преданию, в будущем он станет известен как пророк Йона.
продолжение следует